Борис Филановский: «Мне нравятся тексты, которые сопротивляются музыке…»

  • 19 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Об экстремальном пении, «закавыченной» музыке и новой чувственности в программе «Актуальная музыка» размышляет отечественный композитор, один из лидеров музыкального авангарда, член группы «СоМа», создатель и художественный руководитель ансамбля «eNsemble» Института «Про Арте» — Борис Филановский…
Борис Филановский родился в 1968 году в Ленинграде. В 1995 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию у Бориса Тищенко. В 1992-97 гг. занимался на Всероссийских семинарах для молодых композиторов в Иваново у Сергея Беринского. Победитель конкурса IRCAM Reading Panel`97. В 1998 году стажировался в IRCAM. Посещал мастер-классы у Пауля-Хайнца Диттриха и Луи Андриссена.
С 2000 года — художественный руководитель ансамбля «eNsemble» Института «Про Арте». Автор проектов «Пустота в клетку», «Семь слов. Йозеф Гайдн и Группа авторов», «Турне вокруг Турнейской мессы», «Немецкий сезон», «Пифийские игры» (ежегодные соревнования композиторов) и других.
В июне 2003 года завоевал Irino Prize (Токио). В сентябре 2003 года заменил Луи Андриссена, проведя в Санкт-Петербургской консерватории мастер-класс для молодых композиторов с оркестром «De Volharding». Также с 2003 года инициатор программы Института «Про Арте» «Новые музыкальные технологии» (саунд-дизайн, live electronics).
В марте 2005-го — был финалистом Third International Competition for Composers (Сеул). В сентябре–октябре 2006 года — резидент в Djerassi Resident Artists Program.
Член Союза композиторов России. Член Группы композиторов «Сопротивление Материала» (СоМа). С 2005 года выступает как экстремальный вокалист/чтец.
Борис Филановский: «Никакого обычного слушателя не существует. Обычный слушатель — это некая средняя арифметическая равнодействующая довольно разных слуховых привычек и убеждений. Во всех нас живет „наивный слушатель“, поскольку мы неидеальны и не можем находиться в тонусе постоянного активного восприятия и сотрудничества с автором — будь то музыка, кино или любой другой вид искусства. Всем необходимо возвращаться к давно известному — это наш общий граунд — „зеро“, без которого невозможно активное слушательское сотворчество…».
В музыкальной части программы:
— «Полифонион» (сочинение 2011 года) — концерт по «Формулам» П. Филонова для расширенной скрипки, аккордеона и шести инструментов (исполняют: Влад Песин, Сергей Чирков, eNsemble Pro Arte, дирижер — Федор Леднёв);
— «Seemphony» для оркестра (исполняет Уральский филармонический оркестр, дирижер — Энхе);
— «Слова и пробелы» (Words and Spaces, 2005) для мужского голоса и девяти исполнителей (исполняет: Шенберг-ансамбль, дирижер — Р. де Леу; солист — Б. Филановский);
— «Collectivision» (2011) для семи губных гармоник и аккордеона (исполняют: Сергей Чирков и eNsemble Pro Arte, дирижер — Федор Леднёв).

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…