Рудольф Нуриев. Передача первая

11 июля 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Илзе Лиепа рассказывает об одном из самых выдающихся танцовщиков всех времен, человеке, революционно перевернувшем представления о мужском балетном танце — непревзойденном Рудольфе Нуриеве…
Илзе Лиепа: «...Он стал легендой. Еще при жизни его называли „гением“, „экзотическим танцовщиком“, „ярким неистовым виртуозом с невероятным вкусом“, „аристократом от балета“. Он стал одним из самых фотографируемых мужчин ХХ века. И, наверное, через десятилетия после потрясающих „Русских сезонов“ Сергея Дягилева следующим откровением русского балета стал именно он — Рудольф Нуриев. Он был тем, кто привил безумную любовь к искусству классического танца. Он породил целую волну интереса к балету, которую в честь него называли „Рудомания“. На его спектакли выстраивались огромные многокилометровые очереди, люди стояли по ночам, чтобы купить билет и попасть на спектакль с его участием…
Его жизнь и его карьера стремительны как полет кометы. Из Уфы, приехав в Санкт-Петербург в возрасте 17 лет обучаться балету, попал в класс выдающегося педагога Александра Пушкина; стал партнером выдающихся балерин — Дудинской, Шелест, Кургапкиной, Моисеевой; наконец, стал первым танцовщиком, который эмигрировал заграницу. Остался в Париже в 1961-м году. С этого момента начинается его звездная карьера, он превращается в «человека мира», как он сам себя называл. Он становится партнером великой балерины Марго Фонтейн. Для него ставят самые известные хореографы того времени. На протяжении нескольких лет он является бессменным руководителем труппы Гранд-Опера, где ставит свои версии спектаклей «Ромео и Джульетта», «Золушка», а также классических балетов «Лебединое озеро», «Раймонда», «Спящая красавица», «Дон-Кихот», «Щелкунчик», «Баядерка». Теперь уже все эти балеты в редакции Рудольфа Нуриева стали оригинальным стилем труппы Гранд-Опера…»
Но ранние годы будущего великого танцовщика были не столь радужны и благополучны. Детство Нуриева было босоногим и голодным, полным детских переживаний, одиночества, лишений и унижений…

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.