Марис Лиепа. Передача первая

  • 1 августа 2011
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Илзе Лиепа: «Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у меня особое волнение и особая ответственность, потому что я начинаю небольшой цикл из двух программ, посвященный моему отцу. Две передачи о выдающемся балетном артисте, танцовщике, педагоге — Марисе Лиепе…»
Максимилиан Волошин (Из книги «Современники»):
«Смерть художника не  только не  лишает нас чего-нибудь, она обогащает, давая фигуре человека тот последний, окончательный удар резца, который завершает лик и придает ему трагическое единство… Окончательный удар, придающий жизнь и законченность туманной фигуре судьбы, наносит смерть. Когда гаснет лик живого человека, лик его судьбы вдруг озаряется…»
Марис Лиепа (Из книги «Я хочу танцевать сто лет»):
«..Меня часто спрашивают: „Какой вы, Марис? Кто вы на самом деле?“
В одном интервью я уже сказал: «Между тем Марисом, который, помахивая портфельчиком, шел в школу в Риге, и тем, который сегодня подъезжает к Большому театру на машине марки „Гремлин“ или „Вольво“, — нет никакой разницы. Абсолютно никакой! Они оба стоят на той же проклятой потной земле, и для них обоих путеводной звездой является зашифрованное обещание, записанное в дневнике мальчишеской рукой: „Я буду танцевать принца Зигфрида!“
Они исполнили свое обещание. Они намерены это делать и впредь.
Но пружиной действия было, есть и будет совсем другое.
Вечное стремление перебороть себя.
Рядом с Марисом, сентиментально и страстно влюбленным в балет, который говорит себе: «Как это прекрасно, поэтично, чудно!» — постоянно находится другой, который отвечает: «Это сплошное насилие над собой. И ты все еще желаешь этого?!» Марису, который щеголяет на иномарках (первый в театре!) и любит на званых обедах слушать комплименты от поклонниц и поклонников («Марис, какой вы гениальный!»), — ехидно нашептывает второй: «Ты, артистик, как противно ты станцевал последнего „Спартака“! Теперь ты должен сбросить за два дня четыре кило жира!» Рядом с Марисом, который собирает иконы, античные инталии и камеи, любит подводное плавание, шик, шампанское, остроумные «мальчишники» в Сандуновских банях по четвергам, — всегда тот, которому для подобных удовольствий не хватает времени, денег, настроения, сил… Только балет, балет…
Рядом, вечно рядом со спешащим, злым, гордым, — тот, который любит покой, тишину, который не стыдится слез и умеет быть нежным…
А еще бывает ироничным к себе и к другим, высокомерным, капризным, черствым…
Кто живет в этом человеке? — Не спрашивайте!»
Из первой программы вы узнаете, как складывался путь Мариса Лиепы в балетный мир:
Детские годы — Рижское хореографическое училище;
1950 г. — Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве;
1953–1955 гг. — переезд в Москву и учеба в Московском хореографическом училище;
1955 г. — возвращение в Ригу;
1955 г. — московские гастроли в рамках Декады латышского искусства;
1956 г. — венгерские гастроли в рамках Дней культуры СССР в Венгрии по приглашению Майи Плисецкой;
1956 г. — солист Московского музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко;
1960 г. — долгожданный дебют в Большом театре (1960).

Последние выпуски программы

Примадонна Марго Фонтейн

Илзе Лиепа продолжает свой рассказ о легенде английского балета, первой среди балерин, непревзойдённой примадонны Ковент-Гардена, Марго Фонтейн.

Необыкновенная женщина — Марго Фонтейн

Первая передача о знаменитой прима-балерине лондонского Королевского балета, постоянной партнёрше Рудольфа Нуреева — Марго Фонтейн.

«Балетные композиторы». Цезарь Пуни

Цезарь Пуни — итальянский композитор балетной музыки, работавший в Милане, Париже, Лондоне и Санкт-Петербурге. Композитор превосходно знал специфику балетной драматургии, умел создать музыку, органично выражающую балетные образы.