Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
Выпуск 20
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Летом 1720 года, вернувшись домой из двухмесячной командировки, Бах узнал, что его жена Мария Барбара скончалась, оставив ему четырех малолетних детей. Но во вдовцах Бах ходил недолго. В следующем году он познакомился с одаренной певицей по имени Анна Магдалена Вильке, и вскоре 36-летний Бах и 20-летняя Анна Магдалена сыграли свадьбу. Брак оказался на редкость благополучным: супруги родили на свет 13 детей и прожили рука об руку до самой смерти главы семейства.
Всех секретов супружеского счастья Бахов мы уже никогда не узнаем, но одним из них точно была музыка. На этом языке муж и жена понимали друг друга с полуслова. И подарки любящего супруга были соответствующими.
В 1725 году Бах преподнес жене роскошную тетрадь в зеленом кожаном переплете, обрамленном золотым бордюром, с двумя замками и с красными атласными ленточками. По заказу Баха неизвестный мастер украсил титульный лист золотым тиснением: на нем выведены инициалы Анны Магдалены и дата.
Сегодня весь мир знает эту книгу как Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах. На самом деле она служила не только ей. В большой семье почти все было общим, и прежде всего — музыка. Бах однажды с гордостью писал, что исключительно домашними силами может организовать полноценный вокально-инструментальный концерт. Тетрадью пользовались все потенциальные участники этого концерта: кто-то зубрил записанные Бахом пьесы для клавира, кто-то вписывал в нее свои первые сочинения, а Анна Магдалена разучивала вокальные номера. Книга заполнялась в течение целых 15 лет.

Когда и Бах, и его жена, и их дети ушли в мир иной, тетрадь обрела вторую жизнь. Музыкальные педагоги пришли к простой истине: чтобы подготовить учеников к сложным произведениям Баха, лучше не изобретать велосипед, а воспользоваться его же методикой. В ХХ веке домашний учебник Бахов стала своего рода международным музыкальным букварем, и до сих пор почти все, кто учится игре на фортепиано, обязательно исполняют несколько пьес из этого сборника.
Еще в середине ХХ века считалось, что Баху принадлежит большая часть тетради. Сейчас известно, что это не так. Да, среди 42 пьес есть две партиты, две французские сюиты, знаменитая прелюдия до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» и ария, ставшая впоследствии темой «Гольдберг-вариаций». Но рядом с ними — пьесы сына Баха Карла Филиппа Эмануэля, знаменитого французского клавесиниста Франсуа Куперена, а также нескольких малоизвестных современной публике композиторов.
Тем не менее даже сейчас тысячи начинающих музыкантов во всем мире играют эти пьесы, будучи уверены, что «учат музыку Баха» — разумеется, потому что так же полагают их педагоги. Со временем заблуждение рассеется, но это вовсе не значит, что от Нотной тетради нужно будет отказаться, — ведь свои задачи она выполняет прекрасно. Благодаря супружескому подарку 300-летней давности маленькие пианисты всегда смогут почувствовать себя членами огромной семьи Баха, разросшейся до масштабов планеты.



