Сергей Прокофьев

  • 23 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
23 апреля 1891 года в Екатеринославской губернии Российской империи, в семье ученого-агронома родился Сергей Прокофьев. Его принято называть одним из самых значимых композиторов ХХ века. В шесть лет он уже сочинял циклы небольших фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы, а в тринадцать поступил в Петербургскую консерваторию. На выпускном экзамене Прокофьев исполнил свой Первый фортепианный концерт и завоевал премию имени Антона Рубинштейна. В искусство он вошел как дерзкий ниспровергатель канонов и внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм и свежесть первозданных сил. Прокофьева подвергали разгромной критике за формализм и избирали почетным профессором Московский консерватории. Сейчас понятно, что творчество этого композитора составило целую эпоху в мировой музыкальной культуре. Прокофьев оставил потомкам оперы, балеты, симфонии, концерты, а также прекрасную музыку для спектаклей и кинофильмов.
23 апреля можно считать днём рождения спутникового телевидения. В этот день в 1965 году в Советском Союзе был осуществлен первый успешный запуск спутника связи «Молния-1». За 4 года до этого события лидер космической отрасли — конструктор Сергей Королёв опубликовал в газете «Правда» статью под названием «Советская земля стала берегом Вселенной». В ней академик отмечал: «Можно ожидать в ближайший период времени создания системы спутников-станций для целей связи и ретрансляции радио- и телевизионных передач, для навигации судов и самолетов, для систематического наблюдения за погодой…». Уже на следующий день после запуска спутника «Молния-1» был проведен первый сеанс связи через космос между Москвой и Уссурийском, а потом и с Владивостоком. Вскоре начались эксперименты с телевизионными трансляциями в цвете. По мнению историков, запуск спутника «Молния-1» предвосхитил преображение нашей цивилизации из «постиндустриальной» в «информационную».
23 апреля 1882 года в Санкт-Петербурге родился Альберт Коутс — видный дирижер и композитор. В течение шести лет он руководил оркестром Мариинского театра. Среди его выдающихся спектаклей — «Хованщина» Мусоргского с Шаляпиным в роли Досифея, «Электра» Рихарда Штрауса в постановке Мейерхольда и премьера оперы Стравинского «Соловей». После революции 1917 года Коутс сотрудничал с Лондонским симфоническим оркестром и был среди руководителей театра Ковент-Гарден. Он часто гастролировал в СССР. В 1921 году вместе с Ленинградским симфоническим оркестром Коутс осуществил аудиозапись «Поэмы экстаза» Александра Скрябина. Маэстро был популяризатором русской музыки в мире. К примеру, в Барселоне он дирижировал зарубежной премьерой оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а в Великобритании под его управлением впервые прозвучали фортепианные концерты Рахманинова и Прокофьева. Исполнять музыку русских композиторов Альберт Коутс продолжил и в Южной Африке, куда он переехал после Второй мировой войны. Здесь под его руководством в исполнении местных симфонических оркестров звучали сочинения Скрябина, Глинки и Глазунова.

Последние выпуски программы

Международный день танца

29 апреля — Международный день танца. Его учредители связывают праздник с днем рождения Жана-Жоржа Новера.

Вологодский кремль

Согласно общепринятой версии, 28 апреля 1566 года по старому стилю по приказу и под непосредственным присмотром Ивана Грозного началось строительство Вологодского кремля.

Опера «Ромео и Джульетта»

155 лет назад, 27 апреля 1867 года в Париже впервые была представлена опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта».