Пошетта

Выпуск 93
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня поговорим о скрипке…., но не обычной, ведь скрипки бывают разные: старинные и современные, сделанные знаменитым мастером и заводские, а также уменьшенные — половинки, четвертинки, которые служат для обучения детей. А наша героиня самая маленькая скрипка под названием Пошетта. Ее размер не превышал 40 сантиметров, но при этом играли на ней отнюдь не дети.
Само название переводится с французского, как «маленький карман», pochette. Она служила не для концертного выступления, а для музыкального сопровождения уроков танцев. В 16-18 веках учителя танцев были в некотором роде и музыкантами. Они сами наигрывали танцевальные мелодии на маленькой скрипочке, а если при разучивании очередного па инструмент в руке мешал — прятали его в специальный длинный карман. Отсюда и вытянутая форма этого инструмента. Например, в коллекции нашего музея две пошетты, и одна из них, конца XVII века, имеет форму ладьи, а вторая, XVIII века, — очень миниатюрная, но с несоразмерно длинной и широкой шейкой.
Пошетта
Несмотря на явно прикладное назначение этого инструмента, изготовлением пошетт занимались, среди прочих, и очень известные скрипичные мастера, в том числе Антонио Страдивари.
Со временем пошетта завоевала признание у многих образованных людей, музыкантов-любителей. На этом инструменте с удовольствием играли в разнообразных салонах, тем более, что аристократическое образование включало обязательное обучение, как танцам, так и музыке. Став развлечением для высшего света, карманная скрипка зачастую выглядела, как произведение искусства. Она могла изготавливаться в форме каких-нибудь животных, украшаться резьбой и серебряными инкрустациями.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки(открывается в новом окне).

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту