Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием», издательство Schlesinger, Париж (1821-1823)

Выпуск 316
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Редкие нотные издания в фондах РНММ.
К числу крупных немецких издательств относится издательство Шлезингер. Основано оно было в 1810 году в Берлине и очень скоро стало одним из самых влиятельных в Пруссии. История процветающей компании началась с книжного магазина. Позже бизнес разросся и охватил другие сферы деятельности, в том числе издание нот. Особую популярность издательство приобрело после выхода в свет оперы Вебера «Вольный стрелок». Адольф Мартин Шлезингер печатал произведения ведущих композиторов того времени — Бетховена, Вебера, Мендельсона, Керубини, Гуммеля, Лёве и других.
К числу редких произведений, выпущенных в парижском филиале издательства, принадлежит знаменитый «Реквием» Моцарта. В фондах Российского национального музея музыки хранится уникальное издание 1820-х годов с текстом на латыни и немецком языке.
Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием», издательство Schlesinger, Париж (1821-1823)
История создания моцартовского «Реквиема» общеизвестна: некий заказчик в чёрном навестил композитора, и предложил хороший задаток за написание произведения. Моцарт, изнурённый болезнью и слабостью, предчувствовал свой скорый уход. Он предполагал, что пишет «Реквием» для себя. Сохранилось письмо композитора, в котором он описал свое состояние: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает и требует работы от меня. Я продолжаю писать, ибо сочинение музыки утомляет меня меньше, нежели бездействие. Больше мне нечего бояться. Мой час пробил. Я должен умереть. Я чувствую это с такой уверенностью, что мне не требуется доказательств. Я перестаю радоваться своему таланту. А как прекрасна была жизнь! Ее начало сулило великолепные перспективы. Но никому не дано изменить предначертанного судьбой. Надо послушно склониться перед волей Провидения. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной. Вена, 7 сентября 1791 года».
Полностью завершить произведение Моцарт не успел, закончил «Реквием» его ученик — Франц Зюсмайер. Первое исполнение состоялось 14 декабря 1793 года в одной из церквей Вены. Лишь по прошествии нескольких лет выяснилось имя таинственного заказчика. Им оказался граф Вальзег, любитель музыки, дилетант, покупавший произведения других композиторов и выдававший их за свои. Реквием же понадобился плагиатору для того, чтобы почтить память покойной супруги.
Уникальные издания — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Записка Сталина

В личном фонде скрипача Давида Ойстраха в Музее музыки хранится пожелтевший от времени листок бумаги с машинописным текстом. Подпись фиолетовыми чернилами принадлежит Иосифу Сталину.

Гитара Леонида Утёсова

Ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Бювар для Шаляпина

Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесённого Фёдору Шаляпину.

Поиск по сайту