Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

Выпуск 511
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В середине 80-х годов в Музей музыки поступила необычная скрипка. Внутри инструмента — рукописная этикетка с автографом мастера и надписью: «Профессор Дмитрий Чернов. Санкт-Петербург. 1905 год. № 9».
Дмитрий Константинович Чернов — выдающийся русский ученый, профессор металлургии. Еще при жизни он был признан «отцом» металлографии железа, главой новой школы ученых-металлургов. Более пятидесяти лет Чернов посвятил изучению и совершенствованию производства литой стали, методов ее деформации и термической обработки.
В начале 20-го века Дмитрий Константинович стал известен и как исследователь и создатель струнных смычковых инструментов. Научившись в студенческие годы играть на скрипке, он заинтересовался взаимосвязью строения скрипки и ее звучания. Чернов изучал скрипки выдающихся мастеров — Амати, Штайнера, Страдивари, Гварнери, Вийома. Из документов, хранящихся в Политехническом музее, мы узнаём, что Чернов сконструировал прибор с камертонами, с помощью которого исследовал, какая толщина деки дает ту или иную силу звука и тембр. Ученый доказал, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки, лака или обыгрывания скрипок. Он проводил опыты по изучению влияния характера различных материалов и степени натяжения струн на качество звука. В 1900-е годы Чернов изготавливал собственные инструменты. Им создано 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Они звучали в домашних вечерах, а с 1907 года — в публичных концертах.
В ноябре 1910 года собрание Общества друзей музыки одобрило идею профессора Чернова провести конкурсные испытания струнных инструментов его работы в сравнении со старинными инструментами. В конкурсе, проведенном в Санкт-Петербургской консерватории, участвовали знаменитые творения старых итальянских мастеров — Страдивари, Санто Серафина, Гаспаро да Сало, Гварнери, — и музыкальные инструменты профессора Чернова. Инструменты старых мастеров жюри оценило от 40 до 58 баллов, а инструментам Чернова — скрипке, альту и виолончели — были выставлены оценки 53, 50, и 48 баллов соответственно. То есть инструменты, сделанные ученым, оказались на уровне работ выдающихся скрипичных мастеров прошлого.
Скрипка № 9 работы профессора Чернова из коллекции Музея музыки экспонировалась в Политехническом музее на выставке «150 лет великому русскому металлургу Дмитрию Чернову» и на выставке «Из истории инженерной мысли России середины 19-го — начала 20-го веков».
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

Последние выпуски программы

Бювар для Шаляпина

Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесённого Фёдору Шаляпину.

Трофейный подарок

В одной из витрин Музея музыки хранятся карманные часы в мельхиоровом корпусе. Это офицерские часы начала 1940-х годов, которые швейцарская фирма ZENITH (Зенит) поставляла для немецкой армии.

Концертное платье Галины Бариновой

Часто вещи живут гораздо дольше своих хозяев и хранят в себе настоящие тайны. В коллекции Музея музыки хранится скромное концертное платье черного цвета, с длинным рукавом.

Поиск по сайту