Ступень к Парнасу

Выпуск 586
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача. Сохранность фолианта превосходна. Впрочем, светлый кожаный переплет мог быть сделан позднее. На первом листе видны надписи владельцев: «Этот экземпляр с 27 марта 1906 года в собственности Адольфа Штрауса. Страницы 261 — 280 скопированы им дополнительно». Далее идут подписи «Дюркхайм 1845», и еще одна — неразборчивая. Внизу сделана запись на латыни: «Учиться никогда не поздно». В начале книги вклеена гравюра, изображающая путь к Парнасу: ученик с книгой под мышкой поднимается по лестнице к богу Аполлону, который награждает его лавровым венком. Вокруг изображены музы и крылатый конь Пегас, рамка украшена изображениями музыкальных инструментов. Титульный лист содержит подробное название, имя автора — Иоганн Йозеф Фукс, посвящение императору Священной Римской империи Карлу VI, а также указание на то, что книга отпечатана в типографии одного из монастырей Вены.
Ступень к Парнасу
Австрийский композитор и придворный капельмейстер Иоганн Йозеф Фукс написал 18 опер, 5 реквиемов, множество духовных и светских сочинений, но остался в истории как автор трактата по полифонии, написанного на латыни и переведённого на немецкий язык. 23 главы содержат теоретические правила, затем следует второй раздел — «Диалоги». Он построен в виде беседы между учеником и учителем и обильно иллюстрирован нотными примерами. Заключительные 20 страниц написаны от руки последним владельцем книги Адольфом Штраусом.
Вплоть до XX века трактат Фукса оставался популярным учебником полифонии. Выражение «Ступень к Парнасу» прочно вошло в обиход. Так называются музыкальные сочинения Муцио Клементи, Якоба Донта и других авторов. А самые известные на сегодняшний день воплощения этого названия — цикл фортепианных пьес Клода Дебюсси, а также международный музыкальный фестиваль, проводившийся в нашей стране на рубеже 80-х — 90-х годов прошлого века.
Ценные учебные издания — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковска

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту