Домра-альт «русского Страдивари»

Выпуск 649
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Русский Страдивари» — так называли знаменитого мастера Семёна Налимова, создававшего домры и балалайки, по совершенству звука и формы сравнимые со скрипками великого итальянского мастера.
Выходец из простой крестьянской семьи, Налимов благодаря своей целеустремленности, трудолюбию и мастерству сделал блистательную карьеру, получив признание в России и за рубежом.
В собрании Музея музыки представлена трёхструнная домра-альт, созданная мастером в 1906 году.
Средневековый философ и путешественник Аль-Фараби упоминает в своём труде подобный инструмент русичей с округлым корпусом и двумя-тремя струнами. Домра была распространена в 16–17-м веках у скоморохов, как сольный и ансамблевый инструмент. Но с гонениями на скоморохов постепенно исчезает и домра.
В 1896 году в Вятской губернии был найден струнный инструмент с округлым корпусом. Он попал в руки Василию Андрееву, задумавшему ввести в состав балалаечного ансамбля другие народные инструменты. Именно Андрееву домра обязана своим возрождением. Взяв за основу старинную вятскую домру, он вместе с Семёном Налимовым создал целое семейство оркестровых инструментов. В Великорусский оркестр народных инструментов были введены домра-дискант, домра-альт и басовая домра.
Налимов постиг все тайны «поющего» дерева. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже мастер был награжден бронзовой медалью. А на Всероссийской выставке «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге инструменты Налимова были удостоены Большой золотой медали.
В 2006 году на родине мастера, в Республике Коми, в селе Выльгорте, «русскому Страдивари» Семёну Налимову был открыт памятник, установленный возле детской музыкальной школы, носящей его имя.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова

Последние выпуски программы

Глазунов. Времена года

В фондах Музея музыки хранятся ролики с записями исполнения и автографами выдающихся пианистов и композиторов первой четверти XX столетия.

Авраамов. Симфония гудков

В Музее музыки хранится необычная рукопись. Никаких привычных нотных знаков, четвертей, восьмушек или половинок: только текст «Интернационала».

Шостакович. Гимн Москвы

В Музее музыки хранится рукопись «Гимна Москвы» для хора и фортепиано Дмитрия Шостаковича на стихи Ильи Френкеля. Ноты датированы 1948 годом.

Поиск по сайту