Французский сервиз Александра Гольденвейзера

Выпуск 631
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой. У этого экспоната интересная история.
Тридцатые годы прошлого века. Пережив глобальные потрясения, Советский Союз демонстрирует первые успехи. Важное место отводят воспитанию молодых талантов. Именно в это время возникает идея особой группы для одаренных детей при Московской консерватории — будущей Центральной Музыкальной школы.
Инициатива принадлежала профессору Московской консерватории, пианисту и композитору Александру Гольденвейзеру. И ректору — педагогу-экспериментатору Станиславу Шацкому.
Французский сервиз Александра Гольденвейзера
В чём была суть Школы? Это был интернат. Дети учились у лучших профессоров консерватории, посещали концерты, выступали сами и одновременно изучали предметы обычной школьной программы. После занятий ребята посещали музеи и выставки, рисовали, играли в любительском театре. Современники запомнили спектакль «Мещанин во дворянстве» по пьесе Мольера. В роли Журдена блистал Арнольд Каплан, а в роли служанки — Роза Тамаркина, ставшая вскоре лауреатом Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве.
Шаг за шагом Александр Гольденвейзер отстаивал идею Школы. Устраивал концерты-показы для руководителей партии, правительства и музыкальной общественности. По окончании Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, где участвовали и дети, Александра Борисовича с учениками пригласили в Кремль для вручения премии.
Он вспоминал в своём дневнике: «В Кремле у подъезда нас встретили Сталин и Каганович. Пошли с ними наверх. Обласкали детей и дали им по три тысячи рублей (…) Вечером в гостинице „Националь“ был банкет для участников конкурса и жюри. (…) Всем премированным и их профессорам сделали подарки. Мне достался севрский кофейный сервиз, синий с золотом — изумительной красоты».
Фарфоровый сервиз стал для профессора не просто ценным подарком. Это был знак признания Центральной музыкальной школы и таланта его подопечных.
Сегодня раритетный сервиз хранится в мемориальной квартире Александра Гольденвейзера рядом с фотографиями любимых учеников.
Ценные музейные экспонаты — это важная часть нашей истории и культуры.
Ю. Ю. Бачманова

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту