Цезарь Кюи. Сын мандарина

Выпуск 671
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография исполнителей оперы Цезаря Кюи «Сын мандарина». В постановке 1916 года на сцене Мариинского театра участвовал звездный состав певцов. Среди них Николай Большаков — знаменитый лирико-драматический тенор того времени; всемирно известная певица Евгения Бронская, обладавшая голосом редкой красоты и виртуозной вокальной техникой. Одну из партий пел Иоаким Тартаков — тогдашний главный режиссер Мариинского театра и ведущий артист. Поклонниками таланта Тартакова были Стасов, Чайковский и Римский-Корсаков, его советами пользовался Шаляпин.
Опера «Сын мандарина», сочинённая в конце 50-х годов XIX века молодым поручиком Цезарем Кюи, выпускником Инженерной академии, стала не только его дебютом в оперном жанре, но и первым обращением к теме Китая в русской музыке. Правда, восточный колорит касался лишь места действия и имён персонажей.
Цезарь Кюи. Сын мандарина
«Сын мандарина» не сразу вышел на профессиональную сцену. Первую постановку осуществили друзья композитора в 1859 году в рамках домашнего спектакля. Партию фортепиано исполняли сам автор и Милий Балакирев, главную женскую роль — супруга композитора Мальвина Кюи, обладавшая хорошим голосом, а в партии китайского чиновника — мандарина Кау-Цинга выступил 20-летний офицер Модест Мусоргский, будущий автор «Бориса Годунова».
В дальнейшем опера была популярна среди актеров-любителей. Её жизнь на профессиональной сцене началась только через двадцать лет после создания — в 1878 году в Петербургском клубе художников. Настоящий успех пришёл к «Сыну мандарина» в начале ХХ века, когда он ставился во многих городах России, но особенно часто — в Петербурге и Москве. В наши дни оперу возобновили на Камерной сцене Большого театра, носящей имя великого режиссёра Бориса Покровского.
Редкие фотографии оперных артистов — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние выпуски программы

В. И. Агапкин. «Прощание славянки»

Марш «Прощание славянки» Агапкин написал в 1912 году под впечатлением трагедии, разыгравшейся на Балканах.

Грамзаписи В. Н. Петровой-Званцевой

В Музее музыки хранятся старинные грампластинки с записями замечательной русской певицы ХХ века Веры Николаевны Петровой-Званцевой.

Патриотическая песнь Глинки

В музейной коллекции хранится редкое нотное издание. Название сочинения: «Гимн. Господь, твори добро народу».

Поиск по сайту