Диплом Анны Гольденвейзер
Выпуск 706
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится один из красивейших документов дореволюционного времени — диплом Анны Гольденвейзер об окончании в 1905 году Московской консерватории по классу фортепиано. Юную пианистку награждают Большой серебряной медалью, о чём свидетельствует тиснение — серебряная лента и фигура Эвтерпы, греческой богини музыки и лирической поэзии.
Любопытен текст документа: Анна Алексеевна именуется женой свободного художника и сама удостаивается того же звания. Она — выпускница класса Василия Сафонова, выдающегося пианиста, дирижёра, ректора и строителя современного здания Московской консерватории. Среди подписей членов художественного совета — автограф супруга Анны, Александра Гольденвейзера, который преподавал девушке фортепиано ещё в Московском Николаевском сиротском институте.

Вспоминая Сафонова, своего преподавателя камерного ансамбля, Гольденвейзер писал: «Он обладал искусством видеть всё то, что написано в нотах… Я в камерном классе у Сафонова научился гораздо большему, чем у всех своих учителей».
Не слишком щедрый на похвалы Василий Сафонов высоко ценил музыкальность Анны Гольденвейзер и говорил, что девушка «слышит, как трава растёт». Однако строгая к себе Анна Алексеевна не стала концертирующей пианисткой и посвятила жизнь педагогике. В разное время она преподавала в Московской Народной консерватории, в техникуме имени братьев Рубинштейнов, других учебных заведениях. Обладая пытливым умом и тонким вкусом, она оставила ценные воспоминания об Александре Скрябине — друге и однокашнике Гольденвейзера.
Для Александра Борисовича Анна была музой и единомышленником, тонким критиком и профессиональным партнёром. Вместе они играли в усадьбе для Льва Толстого, вместе подготовили к печати переведённые Анной письма Шопена. Вместе воспитали блестящего музыканта из шестилетнего Гриши Гинзбурга, положив начало славной фортепианной «династии». Через ученика Гинзбурга — Сергея Доренского — традиция школы Гольденвейзера живёт в искусстве современных пианистов: Андрея Писарева и Николая Луганского, Вадима Руденко и Павла Нерсесьяна, Екатерины Мечетиной и Дениса Мацуева.
Ценные документы — это живая история музыки.



