Табула десятая. Господин сочинитель. Часть вторая: кино

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Великий джазмен Георгий Гаранян был замечательным композитором. Сегодня это понимают и признают все. Но при жизни мэтра эта сторона его творчества часто оказывалась в тени: её заслоняла кипучая концертная деятельность Гараняна, его карьера солиста, дирижёра, аранжировщика, руководителя нескольких прославленных оркестров… Многие как-то не задумывались о том, что весомую часть репертуара ансамбля «Мелодия», Московского и Краснодарского биг-бэндов составляют не только обработки и аранжировки маэстро, но и его авторская музыка.
Однако наиболее полно талант Гараняна-композитора раскрылся в музыке кино. С конца 60-х по начало 2000-х он написал музыку более чем к 30-ти полнометражным фильмам — и это не считая мультипликации. Среди них — культовые картины, которые мы любим и смотрим до сих пор.
Табула десятая. Господин сочинитель. Часть вторая: кино
Четверть века Георгий Гаранян сотрудничал с режиссёром Евгением Гинзбургом. Их совместные фильмы — главные достижения Георгия Арамовича в музыкальном жанре: «Бенефис Людмилы Гурченко», «Рецепт её молодости», «Остров погибших кораблей», «Руанская дева по прозвищу Пышка», «Игра в любовь».
Лента «Рецепт её молодости» с несравненной Людмилой Гурченко в главной роли занимает в этом ряду особое место. И вовсе не потому, что картину признали лучшим музыкальным фильмом года. «Рецепт её молодости», раскрывший талант Гараняна как блестящего стилизатора и автора шлягеров, — редкий в нашем кино образец киномюзикла, целиком построенного по законам музыкальной драматургии.
Говоря о киномузыке Георгия Арамовича, нельзя не назвать имя ещё одного мастера — Михаила Козакова. Музыкант и режиссёр, родившиеся в один и тот же год, дышали и чувствовали одинаково. Поэтому фильмы, сделанные ими вместе, полны юмора, поэзии, а ещё — щемящей ностальгии по ушедшей навсегда юности. Картину «Покровские ворота» можно пересматривать бесконечно. А её главная музыкальная тема, написанная Георгием Гараняном — возможно, лучшее из того, что он сочинил в своей жизни.

Последние выпуски программы

Табула двенадцатая. Человек — это звучит

Георгий Гаранян. Самый знаменитый российский джазмен ХХ века. Великолепный саксофонист с роскошным тембром и неповторимой манерой импровизации. Замечательный дирижёр. Непревзойденный аранжировщик, поднявший рутинное ремесло до уровня искусства и магии. Мудрый лидер, приведший на самую вершину не один, а несколько оркестров. Прекрасный композитор.

Табула одиннадцатая. Краснодар

Славный город Краснодар, основанный в 90-х годах 18-го века повелением императрицы Екатерины Великой, 200 лет спустя пережил невиданный в своей истории культурный бум. С интервалом в несколько месяцев сюда на постоянную работу приехали две легенды — Юрий Григорович и Георгий Гаранян.

Табула девятая. Господин сочинитель. Часть первая: джаз

В классической музыке композитор стоит на вершине пирамиды. От исполнителей, располагающихся на её нижних этажах, он отделён непроницаемой завесой. За ней происходит сочинение музыки — священнодействие, таинство, общение с высшими сферами… В джазе всё не так.