Партитура жизни: Гаврилин

Он был последним в 20 веке хранителем народных песенных традиций. Мечтал своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Но сомневался: поймут ли? Современники его первородный талант не оценили. Потомки забыли. Может быть, права была его матушка, мечтавшая видеть сына ветеринаром или инженером? О драматичной судьбе деревенского мальчика, поднявшегося до вершин классического искусства в радио-сериале к 85-летию со дня рождения Валерия Александровича Гаврилина.
Автор: Ирина Столярова
Звукорежиссёр: Андрей Леонтьев
Партитура жизни: Гаврилин

Табула девятая. Сотвори себе кумира

Прозвище «очкарик» в советской школе считалось самым обидным. Валера Гаврилин долго не хотел проверять зрение, пока не смирился с тем, что безнадёжно близорук. С комплексом расстался, когда узнал от однокурсников по музыкальному интернату, что похожие окуляры носил живой классик советской музыки Дмитрий Шостакович.

Табула восьмая. Близкие люди

К невзрачной многоэтажке в одном из спальных районов Ленинграда подъехала полуторка, доверху забитая мебелью и тюками. В кузове, широко улыбаясь, восседал Валерий Гаврилин. Новоиспечённый член Союза композиторов получил первую в своей жизни отдельную квартиру.

Табула седьмая. Первая учительница

В вологодском детском доме ЧП: пропал один из воспитанников, 11-летний Валера Гаврилин. Его искали «всем миром», пока не обнаружили притаившимся за горой стульев в актовом зале. Выбравшись из своего укрытия, мальчик признался, что хотел послушать красивую музыку, которую здесь обычно играла концертмейстер хорового класса.

Табула шестая. «Детский» Гейне

В самой читающей стране мира художественные книги можно было купить только по знакомству или с переплатой. Валерий Гаврилин тратил все свои скромные сбережения на издания русских и зарубежных классиков. Домашняя библиотека родилась из старенького томика стихов Гейне, любимого автора ещё с детства.

Табула пятая. Реликтовые яблони

В затерявшуюся на просторах Вологодчины деревеньку Перхурьево после Великой Отечественной войны вернулся лишь один солдат, да и то калека. Вдовы взвалили на себя тяжёлую мужицкую работу, но прокормить семьи всё равно не удавалось: голод и нищета ходили по пятам за старыми и малыми.

Табула четвёртая. Раз-два-три, раз

В вологодском детском доме вечер танцев. Девочки в накрахмаленных платьицах и мальчики в отутюженных брючках кружат в вальсе по начищенному до блеска паркету актового зала. Валера Гаврилин одиноко стоит в углу и украдкой разглядывает одноклассниц, весело щебечущих у окна в ожидании кавалеров.

Табула третья. Безотцовщина

Бережно сохранённый семейный альбом может рассказать о близких людях гораздо больше, чем увесистые биографии и объёмные мемуары. Из единственного взгляда на фото вырастает удивительная история. Гостившая однажды в доме Гаврилиных родственница, увидев снимок композитора, сидящего на стуле с книгой, воскликнула: «Прям копия своего отца!».

Табула вторая. Лялька

Лето на Вологодчине короткое, и деревенская ребятня с первыми лучами солнца дружно вываливала на улицу, чтобы вдоволь наиграться в казаков-разбойников. Валера Гаврилин заводилой не считался, но в смекалке и ловкости от товарищей не отставал, хотя был младше всех, да и росточком не вышел.

Табула первая. Ленинградский вологжанин

Ленинград встречает приезжих «усталой» бронзой памятника Петру Первому, грязно-розового цвета колоннами-монстрами Исаакия, кинжальным шпилем Адмиралтейства; вычерченным, как по линейке, Невским проспектом с серыми фасадами домов и чёрной водой реки Мойки. Как трудно воспитаннику вологодского детского дома Валере Гаврилину понять строгую красоту чужого города.