Гайдн и Моцарт

  • 28 августа 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Их появление на свет отделяло 24 года. Младший ушёл из жизни на 18 лет раньше старшего. Два великих музыканта, два классика XVIII века — Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт — были не только знакомы, но и дружны. Они испытывали друг к другу искреннее уважение и любовь, между ними не было ни зависти, ни соперничества.
Существует вероятность, что познакомились они в 1781 году в Вене, когда с разницей в один день развлекали наследника российского престола Павла Петровича и его супругу Марию Фёдоровну во время их европейского вояжа. Так называемые «русские квартеты» Гайдна привели Вольфганга Амадея в состояние творческого возбуждения. Он был настолько увлечён новыми музыкальными идеями старшего коллеги, что поставил себе задачу создать нечто подобное. Вскоре Моцарт закончил свои первые шесть струнных квартетов. И чрезвычайно гордился тем, что мог сопроводить рукопись автографом: «Моему дорогому другу Йозефу Гайдну».
Господа сочинители часто общались и совместно музицировали: Моцарт предпочитал альт, Гайдн — скрипку. Случалось это преимущественно в зимний период, поскольку летом служба у князей Эстерхази поглощала жизнь Гайдна почти без остатка. Оба принадлежали к одной масонской ложе. И сокрушались, что взаимно и по уважительной причине не смогли присутствовать на посвящении друг друга в «Вольные каменщики».
Моцарт не был учеником Гайдна, но часто показывал ему свои новые произведения и с благодарностью принимал любую критику. Есть версия, что именно Моцарт стал автором прозвища Папа Гайдн. В этом не было ни намёка на фамильярность, скорее безусловное признание авторитета и в известной степени соблюдение сыновней субординации. Ведь Гайдну случалось вполне по-отечески опекать близкого друга. Однажды он получил из Праги заказ: требовалось написать оперу. Маэстро был настолько загружен делами в оперном театре князей Эстерхази и повседневной суетой, что чуть было не отказал. Однако вспомнил, что Моцарт в эти дни чрезвычайно нуждался, и порекомендовал богемским заказчикам своего друга, утверждая, что лучшего
композитора им не сыскать. К рекомендациям он приписал: «Простите, что выражаюсь так открыто, но я очень люблю этого человека».
Их последняя известная встреча состоялась накануне отбытия Гайдна в Лондон. За ужином Вольфганг Амадей грустил, словно предчувствовал, что больше они не увидятся. Стараясь подсластить горечь расставания, он полушутливо причитал: «Папа Гайдн, ты не воспитан для большого света и к тому же плохо знаешь иностранные языки». Умудрённый Гайдн гордо отвечал: «Мой язык понимают во всём мире».
Весть о смерти друга застала Гайдна через год после этого разговора. В те дни маэстро работал в Лондоне над Симфонией № 98. Музыковеды склонны полагать, что вторая часть этого произведения звучит как реквием, посвящённый Моцарту.
Гайдн и Моцарт
Открытка французского художника с изображением Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта © IHS-0231-AK
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...