Гайдн и церковь

  • 18 сентября 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В XVIII веке католицизм в Австрии был не просто доминирующей религией. Он был органично встроен в общество и служил основой жизненного уклада для каждого из его слоёв. И нет ни малейшего противоречия в том, что Гайдн и церковь связаны неразрывно.
Шестилетний мальчик из провинции, проявивший первые вокальные способности. Родители не видели для него лучшей карьеры, чем пост церковного регента. Мать Йозефа была уверена в том, что, устроившись при каком-нибудь храме, её сын не будет голодать.
В капелле венского собора Святого Стефана Гайдн провёл восемь лет. Здесь, в атмосфере религиозного благочестия и целомудренных песнопений, он учился и познавал жизнь. Когда из-за ломки голоса он был вынужден покинуть хор, опорой для юного музыканта, выброшенного на улицы австрийской столицы, стали ближайшие церкви. К тому времени молодой человек уже неплохо играл на органе — пожалуй, самом «церковном» из инструментов. В поисках заработка Гайдн отправился с паломниками в альпийский городок Мариацелль. Здесь, в базилике Рождества Девы Марии, по сей день хранится деревянная фигурка Богоматери с младенцем Иисусом. Возле древней святыни, которой скоро исполнится девять столетий, композитор молился о том, чтобы ему было даровано будущее. И когда его будущее перестало вызывать сомнения, Гайдн посвятил мариацелльской обители одну из своих месс.
В период юношеской неустроенности Гайдн тесно контактировал с монашеским орденом, основанным в XVI веке в испанской Гранаде святым Иоанном Божьим. Бонифратры, или «Братья милосердия», ставили своей главной целью заботу о больных. Их богослужения маэстро сопровождал игрой на органе. Монахи следили за его здоровьем, когда композитор, находясь на службе у князей Эстерхази, жил в Айзенштадте.
До сих пор исследователи жизни и музыки Гайдна продолжают задаваться вопросом, сколь глубоко он был религиозен. Маэстро жил в согласии с католическими законами, но не по всей их строгости. Он не мог позволить себе соединиться с любимой женщиной, поскольку церковь запрещала разводы. Тем временем наличие у композитора внебрачного сына считается весьма вероятным. Гайдн принадлежал к масонам, чьи обычаи и обряды отчасти шли вразрез с католицизмом. Возможно, поэтому композитор в качестве вольного каменщика не проявлял особой активности, за что и был исключён из своей масонской ложи. Гайдн написал огромное количество музыки для исполнения в храмах. Его ярчайшие оратории — «Сотворение мира» и «Семь последних слов Спасителя на кресте» — основаны на библейских сюжетах. Партитуры своих четырнадцати месс он начинал и заканчивал словами, обращёнными к Всевышнему. Однако его последние сочинения, написанные для церкви, подвергались критике со стороны влиятельных клириков: многие слышали в них избыток радости. На эти упрёки сам Гайдн отвечал примерно следующее: «Господь даровал мне радостное сердце. И он простит, если я его этим радостным сердцем славлю».
Гайдн и церковь
Программа подготовлена по рассказам Вальтера Райхера, генерального директора Фонда Йозефа Гайдна в Айзенштадте.

Последние выпуски программы

Завещание Йозефа Гайдна

Много внимания Гайдн уделил тем, кто работал у него в доме. Примерно за шесть недель до кончины маэстро собрал слуг и в присутствии свидетелей ознакомил их со своим завещанием...

Гайдн. Последний концерт

Последний раз Гайдн появился на публике 27 марта 1808 года. В Большом зале Венского университета Общество любителей концертов закрывало сезон. Центром событий решили сделать ораторию «Сотворение мира»

Внешность Гайдна

Согласно описаниям Альберта Диса, биографа и современника Гайдна, «ростом маэстро был несколько ниже среднего. Ноги его казались слишком короткими по сравнению с верхней частью тела, что часто встречается среди невысоких людей обоего пола». Эта особенность фигуры Гайдна сильно бросалась в глаза...