НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО

  • 8 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот фильм даже называется так, что ясно — музыка будет играть в нем непоследнюю роль. Неоконченная пьеса… предназначена для механического пианино, музыкального автомата, где запрограммированные мелодии похожи на бесконечные колеи — как те, из которых никуда не вырваться экранным героям, праздным гостям вдовы Анны Петровны, признающейся им: «Или имение, или честь… я выбираю имение…» Для этой картины 1976 года ее авторы, Михалков и Адабашьян, взяли раннюю пьесу Чехова «Безотцовщина», попытавшись сделать из неё произведение, которое могло быть написано Чеховым поздним. И это дало им право быть максимально свободными в способе его прочтения. «Издалека накапливая драматизм той или иной ситуации, мы стремились разрешать ее как можно более комедийно, гротесково. И, наоборот, в ситуациях комических — обнаруживать их внутренний драматизм», — вспоминал режиссёр.
В музыкальном плане главная роль для решения этой задачи оказалась отведена арии Неморино «Una furtiva lagrima» (Потаенная слеза) из «Любовного напитка» Доницетти — сочинения, изначально бурлескного, с его простаками, шарлатанами и мелодраматическими поворотами. Ария Неморино о любви к Адине дышит искренним чувством, хотя исполняется в весьма комическом антураже. На протяжении фильма она звучит дважды. Первый раз, когда мальчик, племянник одного из гостей, случайно заводит пластинку в тот момент, как его дядя собирается изобразить крик марала — это единственное, что он умеет. В это время раздражение персонажа Платонова-Калягина по поводу жизненных неудач достигает критической отметки. Под звуки голоса Карузо отчетливо вырисовывется конфликт. Второй раз ария прозвучит в конце, когда выяснится, что герой-неудачник позорно провалил не только отношения с Софьей, но и свое собственное самоубийство. Мне 35 лет, Лермонтов 8 лет как лежал в могиле, Наполеон был генералом, а я ничего в этой проклятой жизни не сделал! Платонов бросается с обрыва в реку. Но… там воды едва ли не по колено. Не состоялась жизнь, не состоится и смерть. И вот в конце, ему трогательному и смешному, жена заботливо напяливает шляпу и укутывает в платок. Una furtiva lagrima звучит за кадром.
Ну, а какую же мелодию исполняет бездушное механическое пианино? Это Вторая Венгерская рапсодия Листа, произведение, за которым в массовом кинематографе еще со времен Весёлых ребят и Диснея прочно закрепился образ вещи комической, классики музыкального юмора.
Неоконченная пьеса для механического пианино, Н. Михалков, 1976 г.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.