АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

  • 6 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Одной из счастливых встреч, которые подарила Прокофьеву судьба, была встреча с режиссером Эйзенштейном. Их сотрудничество началось в 1938 году, когда стартовали съемки кинофильма «Александр Невский». «Кто с мечом к нам придет…» — накануне войны сталинскому кино нужен был фильм духоподъёмного содержания.
Музыка стала активной действенной силой этой картины. Ритм движения в кадре, его акценты, эмоциональный строй, казалось, рождены были идеями Прокофьева. По воспоминаниям режиссёра, просмотрев несколько раз сцену, он запоминал все её особенности, чтобы «назавтра был готов музыкальный эквивалент изображения — музыкальная партитура». Но и режиссёр был готов подстраиваться под композитора. Этот тот пример работы над кинофильмом, когда автор картины мог снимать — или переснимать — сцены под готовые куски фонограммы.
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Музыкальный материал, по замыслу Сергея Прокофьева делился на две сферы — русскую и тевтонскую, при этом музыку, характеризующую вражеские силы, он старался сделать «неприятной для уха». Механистичность поступи псов-рыцарей, устрашающие звуковые характеристики были усилены при помощи новых средств записи. Звукооператор картины рассказывал, что Прокофьев проводил у микрофона опыт с различными инструментами, стремясь исказить их звучание, чтобы трудно было понять, какой это инструмент. Нужный эффект обеспечивала изобретенная Прокофьевым «перевернутая» оркестровка: громкие инструменты располагались вдалеке от микрофона, а тихие — вблизи. Тихие звучали устрашающе, громкие — наоборот. Все работало на результат. Оказалось при этом, что композитор прекрасно чувствует себя в киномире — среди «микрофонов, вспышек, целлулоидной спирали пленки…» Стихия кинематографа была будто создана для склонной к выдумкам и в то же время предельно пунктуальной натуры музыканта.
Так, за короткое время было написано несколько тем — Русь под игом, Песнь об Александре, Крестоносцы во Пскове, которые позже войдут в кантату с тем же названием, что и фильм. Однако в центре всего повествования — грандиозная сцена «Ледового побоища», построенная на названных уже нами контрастах. Сошлись лицом к лицу русские с тевтонами, столкнулись и два образа: проникновенная сила и удаль одних — бездушные, жёсткие натуры других… Результат их столкновения таков, что кадры битвы войдут в историю кино, звуковые находки, сделанные Прокофьевым, станут классикой киномузыки, а сотрудничество двух мастеров продолжится через несколько лет.
Александр Невский, Сергей Эйзенштейн, 1938 г.

Последние выпуски программы

Побег из Шоушенка

Зритель фильма про тюрьму Шоушенк американца Фрэнка Дарабонта менее всего ожидает встречи с прекрасным (в его воплощенном классическом виде). Вокруг все ужасно: коррумпированая охрана, безвинные узники, повсеместное бесправие.

Примадонна

Прослушивая записи голоса Флоренс Фостер Дженкинс, британский режиссер Стивен Фрирз подумал: «Вы смеетесь, а она вас трогает. Это одновременно смешно и смело». И именно это его отношение легло в основу фильма «Примадонна», рассказывающего трагикомическую историю безголосой певицы.

Чайковский

Картина «Чайковский», выпущенная в прокат в 1969 году, была снята по сценарию многоопытных Юрия Нагибина и Будимира Метальникова. Обстоятельство это имеет значение, так как постановщику (Игорю Таланкину) предстояло рассказать о гении русской музыки, старательно отбирая биографические факты, но и не рисуя парадный портрет.