ЗЕРКАЛО

  • 9 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На обсуждении фильма Тарковского «Зеркало» в 1974 году председатель Госкино Филипп Ермаш с неодобрением отозвался об обилии музыки Баха за кадром. «Это придает картине в целом мистический характер, не по-советски звучит», — заявил он. На что режиссёр ответил: «А я к этому отношусь, как к лучшей музыке. Я против музыки, специально написанной для кино, существует прекрасное классическое наследие».
ЗЕРКАЛО
В 1974 году Андрей Тарковский снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», картину, где много личного, семейного. В фильме играют мать, дети режиссёра, слышен голос отца, поэта Арсения Тарковского, читающего стихи… «Ты была Смелей и легче птичьего крыла, По лестнице, как головокруженье, Через ступень сбегала и вела… С той стороны зеркального стекла».
С той стороны зеркального стекла всплывают воспоминания жизни, и музыка — как часть мира лирического героя. В фильме звучат фрагменты из сочинений Баха, Перголези, Перселла. Вот кадры кинохроники — «Полет на стратостате», а затем проезд героев-летчиков по улицам Москвы под Stabat Mater Перголези… Когда тело умрет, Даруй моей дуще Райскую славу… Вот сцена приезда отца мальчика в увольнительную во время войны. Заслышав знакомый голос, дети со всех ног мчатся навстречу и припадают к отцовской груди. В ту же минуту вспыхивает грозный речитатив Евангелиста: «И земля потряслась; и многие тела усопших святых воскресли». Отец, прибывший с жестокой войны, действительно выглядит как воскресший. А камера уже показывает портрет Джиневры деи Бенчи кисти Леонардо да Винчи, поразительно похожей на лицо матери — героини Маргариты Тереховой.
Или вот финал, который так смутил кинономенклатуру, говорившую, что там «рано кончается музыка. Провал».. Отец за кадром спрашивает, обращаясь к жене: «Тебе кого больше хочется: мальчика или девочку?» На экране возникает крупный план будущей матери. Боль и счастье теснят друг друга на ее лице как предчувствие того, что ожидает ее впереди.
«Что может быть более естественным, чем выразить идею человечности при помощи музыки Баха?» — замечал сам Тарковский, находя благодаря ей меру вечного в протекающих перед глазами мгновениях.
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет, Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Зеркало, Андрей Тарковский, 1974 год.

Последние выпуски программы

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.

Паганини: скрипач дьявола

История, рассказанная в фильме «Паганини: скрипач дьявола», снятом в 2013 году, по сути такая же легенда, как и то, что Паганини служил нечистой силе. «Мы должны оседлать волну успеха пока нам с ней по пути», — говорит скрипачу его импресарио, загадочно-инфернальный синьор Урбани в красном плаще.

Дива

Фильм «Дива» Жан-Жака Бенекса имеет обманчивое название. Он начинается с концерта заезжей темнокожей звезды. Ее имя, Синтия Хокинс, зрители произносят с придыханием, радуясь редкой возможности услышать ее.