Музыкальная история

  • 11 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним. Автор «Двенадцати стульев» знал цену своему юмору. По воспоминаниям режиссёра Александра Ивановского, сценарист сердился если обнаруживал что-то, написанное не им. «Я же просил. Вы же обещали. Что за отсебятина». Так же распалился он относительно эпизода, где главный герой — шофёр Петя, заканчивая прямо за рулем арию Хосе из «Кармен», легко берет си бемоль. И вдруг раздается свисток милиционера. Сидящий в машине Макендонский взрывается от негодования: «Освистать такую ноту!» Впрочем, на сей раз Петров не стал долго сердиться и признал, что найденный трюк украшает картину.
Вот так лепилась слава одной из первых советских музыкальных комедий, которая вышла на экран в предвоенном 1940 году. Сюжет картины, для тех, кто не помнит, прост. Таксист Петя Говорков поёт в любительском оперном театре. Ветеран сцены Македонский предсказывает ему блестящее будущее. Однако первое выступление начинающего артиста заканчивается провалом. Во время спектакля он забывает слова арии Ленского и даже не слышит повторяемые суфлером и друзьями «Куда, куда вы удалились?». Все это из-за присутствия в зале девушки Клавы.
Музыкальная история
Именно из-за Клавы и необходимости послать ей признание в любви режиссёр Ивановский хотел, чтобы в финале, когда герой уже достиг своей цели, он спел не элегическую арию Ленского, как было указано в сценарии, а песню Левко из оперы «Майская ночь» («Снится мне, что вместе мы»). По мысли Ивановского, это был бы полноценный итог — со складывающимся счастьем и нужными народными красками, тем более, что исполнитель роли — Сергей Лемешев — играл в фильме практически себя, выходца из крестьянской семьи, шагнувшегоя на профессиональную сцену. Его многие считали своим, и даже думали, что фильм рассказывает его собственную историю. «Я за Майскую ночь. Кончено!», — стукнул кулаком по столу директор студии, когда пришлось делать выбор.
Между тем, благодаря «Музыкальной истории» в советское кино пришла опера, а заодно и возможность для зрителя побывать в величественных интерьерах ленинградских театров. Выяснилось попутно, что материя классики не противна комедии и вполне сочетается с бытовыми картинками и бурлескными персонажами из отечественной коммуналки. При этом музыка классиков не несла в себе опасности быть уличённой в легкомысленности или формализме. Как синоним культуры конца 30-х годов она выглядела надежно. Над ней можно было подшучивать, но ей можно было доверять.
Музыкальная история, Александр Ивановский, 1940 г.

Последние выпуски программы

Большой вальс

Сегодня голливудская картина «Большой вальс» о Штраусе может вызвать улыбку, но тогда это была абсолютная бомба, феерический аттракцион режиссёра Жюльена Дювилье, погружающий публику в сияющую атмосферу кино, мир грёз и фантазий.

Переписывая Бетховена

Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века.

Вуди Аллен и его романтические комедии

Режиссёр Вуди Аллен наиболее известен своей любовью к джазу, который так органичен в его фильмах, построенных вокруг самокопаний меланхоличного героя, существующего в лабиринте неразрешимых проблем. Особое место в этих картинах занимает город Нью-Йорк, воспетый Алленом в малейших деталях.