Наполеон

  • 2 июня 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Поговорим о фильме, который мало кто видел, и мало кто увидит, кроме самых настойчивых киноманов. Потому что речь идёт об исторической немой фреске «Наполеон», снятой в 1927 году французом Абелем Гансом. Тем не менее, фильм занесён в шедевры своего времени — и по размаху замысла, и по использованным приемам. Гигантская киноэпопея о жизненном пути корсиканца, снимавшаяся четыре года, была построена по принципу полиэкрана, то есть действие её разворачивалось параллельно в трех планах, для того чтобы, как говорил сам Абель Ганс, «тройной экран смог показать три аспекта личности Наполеона — физический, психический и эмоциональный».
По замыслу, фильм должен был состоять из восьми серий, раскрывающих биографию Бонапарта от юности до завершения пути на острове Святой Елены. Но, как это часто бывает с грандиозными проектами, он не был завершён. Удалось снять только две серии, заканчивающиеся началом итальянской кампании. Именно они были были представлены публике в первоначальной монтажной версии 7 апреля 1927 года в зале Парижской оперы. 3 часа 47 минут этой мощной фрески сопровождала в тот вечер специально написанная музыка Артюра Онеггера, призванная создать для показа особую атмосферу в соответствии с замыслом.
Наполеон
Ведь «для режиссера Ганса задача состояла не в том, чтобы нарисовать историческое полотно или просто показать на экране личность и деятельность Бонапарта, а в том, чтобы создать кинопоэму, оживить свой рассказ эпическим дыханием», — отмечал в дальнейшем французский киновед П. Лепроон. Онеггер не был новичком в кино, с Абелем Гансом начал сотрудничать в 1923 году в фильме «Колесо», и он написал музыку, учитывающую необходимость в сжатой форме выразить сущность каждого эпизода. Однако для исполнения её нужен был симфонический оркестр и для массового проката такой вариант был неприемлем.
По этой или иной причине, музыку Онеггера быстро забыли. Для звуковой версии Наполеона, вышедшей в 1935 году появился уже другой саундтрек. Еще один был создан в 1981-м году, когда Френсис Коппола решил вернуть фильм на экран и дать ему новую жизнь. Вдова Онеггера предложила американцу использовать музыку своего мужа, но Коппола отказался. Он поручил заново сделать всю работу своему отцу, Кармине Копполе. По свидетельству очевидцев, получилось крайне неудачно, поэтому на родине Наполеона фильм был перевыпущен еще пару раз с музыкой иных композиторов.
Но почему все же забыли Артюра Онеггера? Вероятно, потому, что его модернистский стиль 20-х годов был сложен для восприятия в массовой аудитории. А может, и потому, что сам Абель Ганс еще при жизни предпочел ему другие варианты.
Наполеон, Абель Ганс, 1927 год.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.