«Игроки»
7 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Игроки» — незаконченная пьеса Н. В. Гоголя и незаконченная опера Д. Шостаковича. О главной болезни русского дворянства — игре в карты — размышляют Ирина Кленская и Евгений Жаринов. В фокусе программы — гении и психиатры, литературная мистификация, хрупкость фаворитизма и философский эскапизм карт…
Евгений Жаринов: «...Игра в карты — болевая точка всей русской культуры. Об этом в свое время великолепно писал литературовед Юрий Лотман — о том, как карты и различные карточные игры нашли свое отражение в русской литературе. Это не только „Пиковая дама“ Пушкина, где все зациклено на игре в фараон, не только „Игроки“ Гоголя, хотя мы знаем, какое влияние Пушкин оказывал на Гоголя. Это и Одоевский, у которого также встречается игра в карты, и Толстой, и „Игрок“ Достоевского, правда, там рулетка, но все равно азарт. И мы знаем, каким заядлым картежником был Некрасов. „И скучно, и грустно, и некого в карты надуть“, — перефразирует он Лермонтова. Да и вообще картишки были очень слабой стороной нашего дворянского общества — азартные были люди. В какой-то степени это отразило и русскую ментальность. Ведь карты — это, прежде всего, судьба. И здесь за этой фаталистичностью кроется очень большой соблазн — желание узнать свою судьбу, заглянуть вперед, поиграть с судьбой, повладеть ею. А еще карты — это вечность. В пушкинских „Набросках к замыслу о Фаусте“, где Смерть и Дьявол играют в карты, читаем: „Уж не тебе меня ловить. / Ведь мы играем не из денег, / А только б вечность проводить!..“ Всё это, конечно, пронизывает русскую культуру, многое в ней определяет. И Гоголь тут не исключение — он просто должен был написать такое произведение как „Игроки“…