Музыкальная Венеция. Передача вторая
22 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В программе «Лабиринты» продолжается разговор о Венеции — городе великих живописцев, гондольерских песен, музыки и композиторского вдохновения…
Венеция — город музыкального барокко, утверждает Евгений Жаринов. А ключевой выразитель этого барокко — главный венецианский композитор, «рыжий поп» и брадобрей Антонио Вивальди.
Евгений Жаринов: «...Вивальди, как мне кажется, удалось передать в своих музыкальных аккордах саму суть философии барокко, которую можно определить как жемчужину неправильной формы. В Венеции есть уникальная церковь XVII века, посвященная Святой Марии и выстроенная в стиле барокко после эпидемии чумы, которая поражает своими неправильными формами. Суть барокко заключается в том, что мир порожден не господом, а моллюском, который создает жемчужину неправильной формы. Все меняется. Отсюда, например, плутовской роман и „Хромой бес“, восстание ангелов, весьма характерное для барокко: скажем, Джон Мильтон и его „Потерянный рай“. Это и не менее знаменитые „Трагические поэмы“ Агриппы д`Обинье, и трилогия „Люцифер“ Йоста ван ден Вондела. Все это барочное мировосприятие — на небесах что-то произошло и все поменялось. И это ощущение ломки, всеобщего вихря особенно передается в четырехстах пятидесяти концертах Антонио Вивальди…»
Евгений Жаринов: «...Если говорить об опере, то в XVIII веке это был народный жанр. Те же гондольеры, известные своими баркаролами, были основными зрителями венецианских опер. Оперы писались очень быстро, наскоро репетировались и выпускались на сцену, после чего тут же забывались. Эти оперы были чем-то схожи с современными телесериалами для массовой аудитории: они были призваны потакать не слишком высоким интересам толпы, и сменялись они также быстро. Кто сейчас вспомнит сериал какой-нибудь пятилетней давности — его тут же забывают. Тем же самым были и эти бесчисленные оперы Вивальди. Любопытно, что в конце жизни великий композитор распродал все свои партитуры за мизерную плату, а сегодня современные историки склонны считать, что именно Вивальди во многом определил романтическое направление в европейской музыке. По-настоящему Антонио Вивальди был открыт только в ХХ веке, когда эти безумные ритмы страдающего астмой „рыжего“, очень точно легли на людей, переживших не одну катастрофу…»