«Страсти по Иоанну»
23 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Оратория «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха — одно из величайших музыкальных произведений всех времен. Размышление об этой музыке в программе «Лабиринты» соединяет воедино протестантскую революцию, немецкую классическую философию и даже современный кинематограф.
Евгений Жаринов: «...Будучи лютеранином, Бах создает столь великую музыку, которая не только не отвращает католиков или православных, а поднимается над своей конфессией и становится при этом всеобщей мольбой господу. Какие в „Страстях по Иоанну“ есть потрясающие проникновенные арии! Более того — еще до возникновения всякого кинематографа Бах пишет музыку, которая становится великолепным саундтреком для самых великих фильмов. Стоит только перечислить, в каких картинах была использована музыка из „Страстей“, и мы увидим, что это один из самых популярных кинокомпозиторов в мире.
Известен еще один эпизод из жизни Баха — подростком он сильно теряет зрение, потому что ворует у старшего брата тетрадь с нотами музыкальных произведений и переписывает их по ночам при свете свечи. К концу жизни он почти полностью ослеп. Но за десять дней до своей смерти он вновь обретает зрение. Это же просто фантастика, потому что уже мистика! И мне кажется, что это тоже связано с его великим творчеством…
Также не надо забывать, что за свою жизнь Бах написал больше тысячи произведений! Это была настоящая «фабрика» по производству музыки. И не все там было великое, но именно это постоянное нахождение в неустанном труде породило такие музыкальные откровения, какими являются «Страсти по Иоанну».
Я уверен, что музыка Баха перерастает и саму музыку. Она перестает быть только музыкой. Задолго до возникновения немецкой классической философии Бах в своих музыкальных произведениях предвидит всю немецкую классическую философию, включая Канта и Ницше. Посмотрите, какая это философская музыка! Потому что, по мнению той же немецкой классической философии, звук, в отличие от слова, понимает нашу мысль на таком уровне обобщения, что никакой логос не способен этого определить.
Наконец, помимо того, что Бах лютеранин, он же плоть от плоти — искусство барокко. И эта стихия барокко придает ему невероятную мощь и возможности выйти на то, что все теоретики музыки Баха отмечают как эффект бесконечного звучания.
Поэтому я к этой музыке отношусь не просто как к музыкальному ладу, а как к потрясающей квинтэссенции — философии и богословия. И надо признать, как факт, что, слушая эту музыку, мы находимся во власти настоящего божественного откровения…»