Лукино Висконти — эстет, новатор, гений…

11 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Герой очередного выпуска программы «Лабиринты» — великий итальянский режиссер оперного и драматического театра, один из основоположников неореализма в кино, представитель древнего герцогского рода — Лукино Висконти…
Потомственный аристократ из Милана уже самим фактом рождения был обречен на любовь и одаренность в отношении разных искусств. Еще его отец заслужил признание как меценат самого известного оперного театра в мире — Ла Скала, а сам Лукино поставил в этом театре несколько выдающихся оперных спектаклей, в том числе «Травиату» с великой Марией Каллас. Эта постановка до сих пор считается крупнейшим событием музыкальной истории.
Как художника Лукино Висконти всегда волновало соотношение между искусством и реальностью. Кино, которым он так самозабвенно и страстно занимался, было искусством, но показывать Висконти хотел реальность. Он стремился отражать её прямо, без смещений и искажений — отражать реальность, но невидимую. Реальность чувства, реальность мечты, реальность мысли, реальность любви. Потому знаменитая французская актриса театра и кино Ани Жирардо говорила: «Он умудряется повести за собой актёра, незаметно для него сделав роль продолжением жизни. Он действует на уровне подсознания и добивается скорее инстинктивных, чем сознательных реакций актёра, в полном согласии с характером героя. Я уверена, что для актёра, имеющего дело с таким великим, ужасным и весёлым режиссером, каким является Висконти, предпочтительнее „быть“, чем „понимать“.
На протяжении пяти лет, с 1969 по 1973 гг., Лукино Висконти снял три фильма, которые критики впоследствии назовут «немецкой трилогией». Это — «Гибель богов», «Смерть в Венеции» и «Людвиг». Висконти мечтал поставить еще и «Волшебную гору» Томаса Манна, но, поскольку после съёмок «Людвига» у него случился обширный инсульт, он решил перед экранизацией Манна сделать камерный фильм и снял не менее знаменитый «Семейный портрет в интерьере». Последним фильмом Висконти стал «Невинный», которого режиссер снимал, находясь в инвалидном кресле. Монтаж картины был завершен уже после его смерти.
До самого своего ухода из жизни Лукино Висконти оставался истинным аристократом во всем. Своим творчеством он сумел доказать, что жизнь и искусство не замкнутый интерьер, а открытый мир, в котором продолжают жить люди. Лукино Висконти просил, чтобы на его надгробии было начертано: «Он обожал Шекспира, Чехова и Верди». Этот сплав имён и времён, любимых Висконти, очень точно обозначает необходимость присутствия в сегодняшнем мире великих картин великого Мастера…
Евгений Жаринов: «Висконти не может жить в раз и навсегда заданных канонах — он все время их ломает. Он все время должен придумывать то, чего до него не существовало. В кино он начинает свое творчество как один из создателей неореализма — „Одержимость“, „Земля дрожит“. Вслед за этими фильмами последует целая плеяда его неореалистических картин, в которых, вроде бы, главным станет отход от всякого эстетизма, а на первый план будет выходить только грубая изнанка жизни. Здесь режиссер будет противопоставлять себя „картинам белых телефонов“, многие из которых были основаны на сценариях по романам Д`Аннунцио. А закончит он свою карьеру фильмом „Невинный“ по роману того же Д`Аннунцио.
Начиная со своей картины «Чувство», он неожиданно перейдет от неореализма к совершенно другой эстетике. Недаром все будут говорить, что фильм «Чувство» — это опера. Неореализм предполагал почти фотографическое отражение реальной действительности, но вдруг в фильме «Чувство» все разбивается почти на такты, на арии — по законам оперного искусства. А оперное искусство всё искусственно, и эта искусственность становится вдруг очень привлекательной для режиссера. С этой точки зрения, в контексте размышлений о поэтике Лукино Висконти страшно интересным становится ответить на один вопрос — преодолевает ли Висконти неореализм, превращаясь лишь в его романтика, или он пытается придать ощущение абсолютной реальности тому, что заведомо искусственно?..»

Последние выпуски программы

Наслаждения в музыке. Передача вторая

Прекрасно всё, что ублажает взор. Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают разговор о наслаждениях в музыке.

Наслаждения в музыке. Передача первая

Жизнь — захватывающая игра. Она должна быть красивой, похожей на произведение искусства. Самое главное в этой жизни — наслаждение. О наслаждении в жизни, в музыке, в искусстве поговорим в программе «Лабиринты. Тайная история музыки».

«Чёрный человек»: страхи в музыке. Передача вторая

Див – предвестник несчастья, которого все боялись, или он отвращает людей от опасных дел? Об этом в новой передаче «Лабиринты. Тайная история музыки», посвященной страху.