Стэнли Кубрик и его «Космическая одиссея»
12 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередной цикл из кинематографической серии в программе «Лабиринты» посвящен великому американскому кинорежиссеру Стэнли Кубрику — одному из самых дерзких, новаторских и влиятельных кинематографистов второй половины ХХ столетия.
«Космическая одиссея 2001 года» по праву считается одной из самых грандиозных картин кинорежиссера. Стивен Спилберг назвал ее «Большим Взрывом» поколения, сосредоточившим свое внимание на космической гонке. По сегодняшний день «Одиссея» по версии Американского института кино считается лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда, а по версии международных кинокритиков — и во всей истории мирового кинематографа.
Однако в свое время оценки критиков и публики значительно расходились во мнениях. Для голливудского мейнстрима в фильме, казалось, было исключительно мало диалогов. Зато не менее важное, чем «картинка», значение для восприятия сюжета имел музыкальный ряд, составленный из классических произведений и вкраплений музыкального авангарда.
В этом, по мнению Евгения Жаринова, заключается особое обаяние и мощь картины: «...Меня все время поражает, каким образом Стэнли Кубрику удалось услышать в небольшой новелле Артура Кларка и воплотить впоследствии в своем фильме два имени Штраус — Иоганна и Рихарда. Один — воплощение эпохи Жюля Верна, прославляющей достижения человеческого разума. А другой языком Ницше говорит нам о том, что человеческий разум любит вглядываться в бездну, но чем дольше он вглядывается в бездну, тем скорее бездна начинает всматриваться в него самого. Каким образом он смог увидеть два мировоззренческих контрапункта под одной фамилией Штраус в маленьком рассказе Кларка — передёрнуть одно с другим, столкнуть их лбами и из этого высечь картину. Одно это уже поражает…»
Начальные титры фильма и эпизод подбрасывания кости обезьяной сопровождаются первыми аккордами симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», написанной Рихардом Штраусом в 1896 году. Вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений. Под музыку вальса перед зрителем проплывают летательные аппараты. Музыка органично дополняет величественные и неторопливые движения космических кораблей и небесных тел.
Евгений Жаринов: «...Иоганн Штраус — это эпоха классического XIX века, когда люди, наподобие Жюля Верна, увлечены техническими открытиями. Они впервые открывают для себя локомотив — силу и возможности пара. Второй закон термодинамики открывает перед ними неведомые возможности, сравнимые с выходом в открытый космос и полетом на луну. Локомотив с силой в пятьдесят лошадей, способный разгонять скорость до двадцати километров в час и тащить за собой огромные составы по железной дороге, воспринимается как настоящее чудо. Создается путанная сеть железнодорожных путей, а вся Европа становится вдруг необычайно маленькой и всеобъятной. Параллельно развивается медицина — люди уже живут намного дольше, и в результате этого происходит значительный рост народонаселения, улучшаются условия жизни и труда. Вот они — вальсы Штрауса! Вот она — радость того, что принесет техника человеку! Точно также у Кубрика внутренний монтаж заключается именно в том, что, когда человечество, опять-таки по Жюлю Верну, вырывается в 2001 году в свободное плавание в открытом космосе, здесь снова через времена устанавливается та великая радость человеческого разума от открытий и свершений, на которые он способен!..»