Часы — история от культа до быта
13 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Время всегда ускользает от нас… Если вам во сне приснились часы, нужно хорошенько подумать, о том, что сейчас происходит в вашей жизни. Необходимо быть внимательным к настоящему моменту.
Авторы программы «Лабиринты» размышляют об образе часов в исторической ретроспективе и мировой художественной культуре…
Евгений Жаринов: «Часы впервые как механизм появляются в европейской культуре в эпоху Средневековья. Древние общества жили вне времени: так называемое мифическое мироздание существовало по циклу, который определялся Солнцем. Отсюда и утверждение, что все часы — на небе, и знаменитые солнечные часы — древнейший научный инструмент для определения времени по Солнцу.
Раннее Средневековье также часов не знало. Первые часы привычного для нас образца появились в эпоху Позднего Средневековья у представителей католической церкви — они назывались башенными. Говорят, что минутной стрелки у них не было, и время они показывали приблизительно на уровне часа…»
В 996 году философ и ученый Герберт Аврилакский (будущий папа Сильвестр Второй) в городе Магдебурге сконструировал гиревые башенные часы. В 1228 году были созданы башенные часы для Вестминстерского аббатства, в 1300 году они появились во Флоренции, в 1314-м — в Каннах, в 1352-м — в Страсбурге, в 1410-м — в Праге. Как правило, часы устанавливали у церквей и соборов — люди жили по распорядку церковных служб. Но в 1370 году, по заказу Карла Пятого, немецкий инженер Генрих фон Вик сделал часы для парижского Дворца Правосудия — с тех самых пор светское время навсегда отделилось от времени церковного: парижским храмам запрещалось звонить в колокола по своему усмотрению, а все французские звонари начинали свою работу в строго определенные моменты…
Часы — как шедевр научной мысли, часы — как объект культа и преклонения, часы — как предмет роскоши и, наконец, часы — как художественный символ. Нынешняя программа «Лабиринты» посвящена часам — во всей их исторической значимости, художественной многообразности и философской полноте.