Философия музыки по Паскалю Киньяру: «Все утра мира уходят безвозвратно…»
30 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эта кинокартина объединила выдающихся творцов современности и великих французских композиторов. Речь идет о фильме Алена Корно «Все утра мира» по одноименному роману живого классика наших дней — писателя, философа и эссеиста Паскаля Киньяра…
Паскаль Киньяр — эрудит и эстет, музыкант и писатель, мастер современной французской прозы, автор многочисленных эссе и романов, а также более двадцати работ по истории музыки и античной литературы. В течение двадцати лет он возглавлял фестиваль музыки барокко в Версале, а широкую известность получил после того, как в 2002 году стал лауреатом Гонкуровской премии.
Роман «Все утра мира» (1991) — одно из центральных произведений в творчестве писателя. Его главный герой — легендарный и загадочный мастер виолы да гамбы господин Сент-Коломб, который реально существовал, однако сегодня мы даже не знаем его личного имени. Большую часть своей жизни он провел в маленьком поместье недалеко от Парижа, воспитывая после смерти жены двух маленьких дочерей и упражняясь в игре на семиструнной смычковой виоле. Зато гораздо лучше известен младший современник и недолгий ученик Сент-Коломба — придворный виолинист Марен Маре, создатель школы игры на виоле да гамбе, автор четырех опер и отец девятнадцати детей. В своем романе Киньяр делает этих двух музыкантов протагонистами и с их помощью ненавязчиво делится с читателем своими размышлениями о музыке, жизни, любви и их взаимосвязи.
Евгений Жаринов: «Паскаля Киньяра чрезвычайно волнует проблема музыки. У него есть книга под названием „Уроки музыки“, которая наряду с романом все „Утра мира“ всецело посвящена метафизике музыки — философии музыки и роли музыки в повседневной жизни человека. В его рассуждениях меня потрясла одна мысль: Паскаль Киньяр говорит о том, что женщинам легко общаться с музыкой, поскольку они в пубертатный период не испытывают ломки голоса. С тем голосом, что им дан при рождении, они живут всю свою жизнь. Ангельский детский голос. У мужчин, к сожалению, такого дара нет — во время полового созревания их голос ломается, и мальчики остаются с тоской по утерянному раю. Именно по этой причине, утверждает Паскаль Киньяр, мы видим великих композиторов мужчин и не видим таковых среди женщин. Женщины, по мнению писателя, не наделены в подобной степени тоской по раю. Мужчины же на протяжении истории обращаются к нотам, музыкальной грамоте и инструментам с одной лишь целью, пишет Паскаль Киняьр, — чтобы восстановить тот звучащий ангельский детский голос, которым они когда-то обладали, и таким образом вернуть себе рай…»
Одноименный кинофильм Алена Корно по произведению Киньяра увидел свет спустя год после издания романа. Кинокартина была удостоена семи премий «Сезар», в том числе за музыкальное сопровождение. В фильме помимо прочего была использована музыка великих французских композиторов — Жана-Батиста Люлли и Франсуа Куперена. Блистательную фонограмму осуществил испанский музыковед, дирижёр и выдающийся современный исполнитель на виоле да гамбе, один из наиболее авторитетных представителей движения аутентичного исполнительства — Жорди Саваль.
Роли юного и постаревшего Марена Маре исполнили звезды французского кино — отец и сын Гийом и Жерар Депардьё. Затворника Сент-Коломба сыграл прославленный французский актер Жан-Пьер Марьель.
Картина Алена Корно до сих пор считается одним из лучших художественных фильмов о музыкантах за последние несколько десятилетий…