«Книга Иова» — от Ветхого Завета до «Фауста»
1 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Книга Иова» — одна из самых загадочных страниц Библии. До сих пор неизвестно, существовал ли Иов на самом деле или это всецело вымышленный персонаж. «Тем не менее, — замечает Евгений Жаринов, — именно здесь решается ключевой вопрос ХХ века — что такое добро и зло, и возможна ли диалектика между ними…»
По мнению крупнейшего немецкого философа и математика Лейбница, в «Книге Иова» природа добра и зла представлена наиболее полно, глубоко и непостижимо для человеческого разума. По жанру она близка драме. В ней несколько действующих лиц, среди них — Бог, Сатана, Иов и его друзья. С необыкновенной страстностью и огромной силой аргументации ведется спор на тему добра и зла, и космической справедливости. Исходный пункт спора — за что нужно угождать Богу, славить его и покоряться ему.
Бог полагает, что покорность человека, его служение Господу должны быть бескорыстными и совершаться по чистой любви. Сатана смотрит на вещи иначе, он усматривает в покорности человека Богу определенный расчет: «Разве даром богобоязнен Иов? — спрашивает он у Бога. — Не ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Но простри руку твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он тебя?».
Недовольный Бог позволяет Сатане взять Иова на испытание. Тот доводит несчастного до крайней степени лишения и страданий — отнимает у Иова детей и имущество, насылает на него страшную болезнь…
«Мы живем в эпоху Фауста, — утверждает Евгений Жаринов, — когда ощущение богооставленности определяет мировоззрение человека». По мнению профессора, Иоганн Вольфганг фон Гёте неслучайно ставит «Книгу Иова» в самое начало своего основополагающего романа. В беседе с Эккерманом, своим секретарем, 18 января 1825 года Гёте признавался: «Пролог моего „Фауста“ имеет много общего с экспозицией Иова».
Евгений Жаринов: «”Фауст», как известно, является для всей немецкой культуры краеугольным произведением, из которого выходит всё то, что мы называем немецкостью. Но это не только достижение немцев, но и достояние всего мира. Сам Фауст, главный герой романа, входит в четверку принципиальных архитипов мировой литературы, наряду с Дон Жуаном, Дон Кихотом и Гамлетом, которые представляют собой некое сосредоточие философских идей, отражающих внутреннее интеллектуальное и духовное борение европейского человека на протяжении многих веков. «Фауст» — эта книга, выдающаяся во всех отношениях — начинается с «Пролога на небесах», который является ничем иным, как переложением «Книги Иова» на манер Гёте…»