Книга пророка Иезекииля
26 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иезекииль — еще один из четырех «великих пророков» Ветхого Завета, современник Иеремии и Даниила. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Будучи в вавилонском плену, еще до окончательного разрушения царства иудейского, он был призван Господом к пророческому служению…
Иезекииль родился в городе Сарир в семье священника Вузии. В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до н. э. он был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, у него было видение, с которого в пятый год от пленения царя Иоакима (по другим данным — Иехонии) началось его пророческое служение.
История гласит, что вавилонский царь Навуходоносор уважал своих пленных, особенно иудеев — за их мудрость, начитанность и следование традициям. Многие из них были хорошо устроены, имели возможность учиться и получать высокие должности. В частности Иезекииль жил в собственном доме, был женат, имел детей.
Жизнь его сложилась в целом благополучно. После смерти любимой жены дом пророка в Тель-Авиве стал местом, где собирались изгнанные иудеи: вместе они размышляли, беседовали, читали старинные тексты. К ним же Иезекииль обращал свои пламенные проповеди. Именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога.
По собственному вдохновению пророк принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа. Так Иезекииль свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима; ест лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез. 4:15); обривает свою голову (Иез. 5:1).
Иезекиилю приписывают знакомство с Пифагором.
По этому поводу Евгений Жаринов отмечает:
«Этот факт вновь связывает два мира — библейский (мир Востока) и греческий (мир Запада). Именно в Древней Греции зарождается не столько сакральное знание — по принципу Тертуллиана „верую, ибо абсурдно“, сколько научное. Впоследствии эта греческая традиция через Древний Рим возродиться в Европе после тысячи лет Средневековья в эпохе Возрождения, которая бесповоротно перевернет весь западный мир от мистики и поисков истины через Бога к концепции „Познай всё сам“. Это означает не просто сорвать плод с древа познания добра и зла, за который ты будешь проклят, а трясти это дерево до тех пор, пока все плоды не спадут, и ты не соберешь урожай. Так вот Пифагор станет одним из тех родоначальников будущей науки, без которых сегодня нельзя представить современный Запад. Но в то же время у него есть отношение к Иезекиилю. Это чрезвычайно показательно: ведь Иезекииль не идет от познания мира по научному принципу. Он ни в коем случае не оправдывает человека, вкусившего запретный плод. Он скорее идет от иудейской традиции профетизма, которая подразумевает совершенно особые взаимоотношения с Богом. В писаниях этих пророков столь сильно ощущение присутствия самого Бога, что создается эффект полной достоверности того, что они действительно с Ним общались…»