Самсон и Далила: познание либидо
16 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Самсон — великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». На протяжении многих лет он защищал свой народ от притеснений свирепого врага — фелистимлян, но сам окончил свой путь в их плену, будучи предан своей возлюбленной Далилой. Евгений Жаринов убежден, что древнего героя погубила ненасытная сексуальная природа. Чем не повод поговорить о либидо?..
Легенда гласит, что мать Самсона долгое время не могла иметь детей. Каждый день её молитва была обращена к Богу с тем, чтобы он подарил ей ребенка. В благодарность она обещала посвятить его служению Господу. Молитва женщины была услышана, и однажды к отцу Самсона, израильскому судье Маною, явился во сне ангел и предсказал, что вскоре его бездетная супруга родит наследника, который спасет иудеев от нападавших на них уже несколько десятилетий филистимлян. Взамен на божественное чудо Самсон, названный «назореем Божим от лона матери», должен был до конца жизни служить Богу, не употреблять спиртное и никогда не остригать себе волосы. Счастливый отец обещал ангелу выполнить Божью волю и воспитывал сына согласно данному наказу.
Повстречав обворожительную Далилу, Самсон поддался вожделению и сладострастию, нарушив тем самым божественный обет, которым был связан с рождения. Собственная уязвимость стала для героя главным наказанием в его судьбе.
«Самсон являет нам собой великое противоречие человеческого духа и человеческого тела», — замечает Евгений Жаринов.
«Во всей этой легенде гораздо больше естества, нежели божественного и метафизического, — продолжает профессор. — С одной стороны, он назорей, судья и отважный герой, почитаемый своим народом, а с другой стороны, Самсон — мужчина, у которого, как сказал бы Бахтин, есть проблемы с „материально-телесным низом“. В психиатрии описан целый диагноз, когда мужчина не способен спокойно жить без женской юбки. Самсон именно такой — он балансирует на грани. Будучи человеком, безусловно, одаренным и отмеченным Господом, за ним водится грешок — необузданная сексуальность, которая делает его поразительно слабым в руках той же Далилы. Это именно то, что Фрейд называет либидо — сексуальная энергия, способная находить бесчисленное количество выражений в судьбе человека и его деятельности — от потрясающего героического начала до необычайных творческих озарений. Всё это в своем роде и есть божественные проникновения, томящиеся порой в этой колоссальной тонической сексуальности. Трагедия Самсона заключается в том, что он не сумел справиться со своей сексуальной природой, и она возобладала над его душой…»