Загадки Серебряного века. Передача вторая: «Апофеоз иррациональности, мистики и красоты»
13 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Авторы программы «Лабиринты» — Ирина Кленская и Евгений Жаринов продолжают размышлять об искусстве Серебряного века — его предпосылках и художественном влиянии на последующие поколения…
Особый резонанс в мире искусства в эпоху Серебряного века произвела русская музыка. Рахманинов, Стравинский, Метнер, Танеев, Скрябин, Прокофьев — все они стали небожителями своего времени и персонажами мирового масштаба. Но были и творцы, оставшиеся в лоне исконно русской музыкальной эстетики — среди них Николай Черепнин, Александр Гречанинов, Анатолий Лядов, ныне почти забытый Владимир Ребиков. Отдельным явлением эпохи Серебряного века стал стиль и музыка декадентов, центральное место в которой занимает творчество Александра Вертинского.
Профессор Евгений Жаринов отмечает: «Если говорить о музыке Серебряного века, то невозможно не упомянуть имя еще одного гения — Вертинского! Вы посмотрите, какие он создает на первый взгляд парадоксальные и вызывающие песни, но какая великая поэзия за этим стоит! А какая у него тонкая и глубокая песня, посвященная восстанию юнкеров („То, что я должен сказать“). Ведь юнкера — это были мальчики, и двадцать пять тысяч этих мальчиков большевики просто втоптали в грязь. Это ведь и стало катализатором последующей гражданской войны. В своих мемуарах муж Цветаевой пишет о том, как он бежал из Москвы на Дон, чтобы началось белое движение в отместку за этих мальчиков — тех самых гимназистов из юнкерского училища, о которых своим потрясающим, ломким и, может быть, даже отчасти провокационным голосом поет великий Вертинский. В этом смысле он льет слезы по поводу этой фантастической и великолепной юности…»