Философия музыки: Шопенгауэр, Ницше, Пифагор
12 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Музыка есть тайное упражнение в метафизике души», — говорил Артур Шопенгауэр. Авторы программы «Лабиринты» размышляют о магическом влиянии музыки на разум человека, его потребности философствовать и врожденной привычке жить в ритме биения сердца…
Евгений Жаринов: «Я вспоминаю „Крейцерову сонату“ Толстого, где нам показывают, как музыка способна мотивировать человека на убийство. Толстой там как раз рассуждает о том, что музыкальный тон может творить с душой человека всё, что угодно, вызывая не только высокие и просветленные чувства, но и демонов. Вспомним, какие „замечательные“ вещи есть у Мусоргского в „Картинках с выставки“ — казалось бы, детском и миловидном сочинении, а какие там есть звучания! „Ночь на Лысой горе“ — это уже несколько другое: какой там передан шабаш, и какие бессознательные эффекты, связанные с тысячелетней памятью о ведьмачестве и всевозможном колдовстве, должны были вдохновить Мусоргского на некоторые музыкальные фразы! А какой ужасный вариант „Болеро“ Равеля, цикличность которого вновь возрождает в нашей памяти ассоциации с оголтелым язычеством!..»
Почему люди перестали читать, но продолжают слушать музыку? Чем завершилось для человечества высокое Возрождение, не знавшее запретных тайн? Как взаимосвязаны между собой золотое сечение, учение Пифагора о музыке и картины Микеланджело?
На эти и многие другие вопросы ищем ответы с Ириной Кленской и Евгением Жариновым в программе, посвященной философским концепциям музыки…