«Джоконда» — геометрический шедевр Леонардо да Винчи
8 января 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«№ 779» — так называется в Лувре картина, которая вот уже пятый век сводит людей с ума. «Джоконда» — это слово, которое немедленно вызывает в памяти «сфинкса красоты», загадочно улыбающегося с картины Леонардо. Но так ли уж в самом деле прекрасна и таинственна «Джоконда», как принято о ней думать?..
Профессор Евгений Жаринов считает, что современная культура непомерно «раздула» миф «Джоконды», а знаменитая «Мона Лиза» — не более чем хитроумный геометрический эксперимент великого живописца…
Евгений Жаринов: «Я всегда умиляюсь, когда какие-нибудь горе-искусствоведы говорят: „Посмотрите, в какой бы части вы ни находились, она всегда будет смотреть на вас“. Но ведь это портрет, и с любым портретом всегда будет так, потому что это особенность того, что называется „геометрия“ — элементарное расположение определенных точек на холсте. Однако если исходить из увлечения Леонардо геометрией и естественными науками (а в этот период своей жизни он, по сути, выступает как инженер), если вспомнить о том, что он был увлеченным криптологом, который любил шифровать свои послания, то тогда „Джоконда“ являет собой великолепный геометрический эксперимент. Как мне представляется — Леонардо удалось найти здесь такое точное графическое расположение линий и точек, как на фотографии 3D, где все точки должны располагаться в микронной точности по отношению друг к другу. Тогда в это пространство можно поместить любой контент — хоть свой собственный портрет. Потому что наше эстетическое восприятие (особенно живописи) определяется во многом совершенством форм и ничем иным. Если вы соблюдаете совершенство форм, то контент становится не важен…»
Так, что же такое «Джоконда» — великий шедевр Ренессанса или идеально рассчитанная геометрическая фигура? Какие закономерности инспирируют эстетические реакции человека? И целесообразно ли говорить об эталоне красоты, если «красота — это мода»?..