Звучащая живопись: «Сикстинская Мадонна»
19 февраля 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сикстинская Мадонна» — картина Рафаэля Санти, которая принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения. Непостижимый лик Мадонны пленял многих чувственных натур, среди которых Толстой и Достоевский. Профессор Евгений Жаринов считает, что перед нами великая цепь материнства — с ее несокрушимостью и бесконечным самопожертвованием…
Евгений Жаринов: «Глядя на „Сикстинскую Мадонну“, прежде всего, поражает не просто психологическая точность передачи чувств самой Мадонны, а то, что эти чувства необычайно противоречивы. Здесь и ужас, потому что она проглядывает в будущем страшную смерть своего ребенка, которого нежно прижимает к груди. Здесь, помимо ужаса, возникает еще и ощущение решимости — ее готовность принести в жертву самое дорогое, что у нее есть — свое дитя — во имя спасения всех и вся. Здесь и беззащитность молодой матери, которая будто взывает к вам за помощью, моля о защите. В этом смысле Мадонна Рафаэля — это облики множества матерей с младенцами на руках, оказавшихся в страшных ситуациях войны, разрухи, голода и прочих социальных катаклизмов, которые человечество испытает бесчисленное количество раз. Отсюда, мне кажется, проистекает залог бессмертия выражения ее лица: это, с одной стороны, всесильная Мадонна — Матерь Божья, и в то же время — любая бессильная перед обстоятельствами мать».
Авторы программы размышляют о картине и об опере, которая посвящена Рафаэлю. Антон Аренский написал «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения» в 1894 году. Главные действующие лица — Рафаэль и его возлюбленная Форнарина, которая по легенде стала прообразом многих женских образов на полотнах великого художника.