Дуэль века: Ференц Лист — Сигизмунд Тальберг
Выпуск 12
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Тальберг — первый пианист мира, а Лист — единственный». Это один из самых тиражируемых афоризмов о Ференце Листе. Он встречается едва ли не во всех книгах, посвященных великому композитору и пианисту. Кто автор, и по какому поводу были сказаны эти слова?
В молодые годы Ференц Лист был абсолютно уверен, что он самый лучший пианист на всём белом свете. Никто не владел инструментом так, как он. Никто не играл быстрее и громче и не мог извлекать из рояля такие нежные и сладостные звуки, как он. Хотя в первой половине 19-го века было немало прекрасных музыкантов.
В то время в обиходе появляется новый инструмент — фортепиано. Он открывает невиданные ранее возможности и для композиторов, и для исполнителей. Во многих европейских странах развиваются национальные школы фортепианного мастерства. Они поставляют на музыкальный рынок талантливых, амбициозных и прекрасно подготовленных профессионалов, и конкуренция возрастает с каждым годом. Такие «могикане», как Мендельсон, Шопен, Мошелес, не обращали на молодых соперников никакого внимания. А Ференц Лист даже малейшие притязания на его лидерство воспринимал очень близко к сердцу.
В 1836-м году в Париж приезжает виртуоз Сигизмунд Тальберг. Он всего на год моложе Листа, и к своим 24-м уже завоёвывает славу одного из лучших австрийских пианистов. Красивый, самоуверенный, одетый по последней моде, он нравится барышням. В первую очередь их привлекают внешние эффекты: как Тальберг бессильно «роняет» руки во время пауз, переносит правую через левую, высоко отрывая от клавиатуры, как эффектно запрокидывает голову… Но поражает он пресыщенную столичную публику отнюдь не этим.
Тальберг разработал один очень эффектный и непривычный для того времени прием. Мелодия игралась в среднем регистре большими пальцами обеих рук. А в это же время по краям клавиатуры, в верхнем и нижнем, она обрамлялась пассажами арпеджио. Возникала иллюзия, будто у пианиста не две руки, а целых три. Публика не верила своим ушам и даже вставала на стулья, чтобы разглядеть какое-нибудь хитроумное приспособление. Ведь один человек не мог так играть! Тальберга прозвали Старина Арпеджио и стали говорить, что он «non plus ultra», в буквальном переводе — дальше некуда. То есть лучше него играть уже невозможно.
В газетах о нём пишут только восторженные отзывы: «чудо, сенсация, истинный гений…». Практически сразу его гонорары вырастают «до небес»! За одно выступление в большом зале или в театре он получает 10 тысяч франков. А Лист в это же время за несколько концертов в Лионе — всего лишь 600. Как он реагирует? Пишет разгромную статью о Тальберге-композиторе. И подгадывает, чтобы вышла она в 25-й день рождения музыканта. По сути, это была брошенная перчатка сопернику — вызов на поединок. И он таки состоялся!
Состязание Листа и Тальберга сразу же назвали «Дуэлью века». Сначала каждый из пианистов дал по одному концерту в разных залах, а потом они сошлись лицом к лицу. Это было 31 марта 1837 года в известном салоне итальянской княгини Бельджойозо. Она была личностью известной — журналистка, писательница, оппозиционерка, как сейчас бы сказали, путешественница и просто красавица. Концерт был благотворительный, поэтому вход стоил очень дорого по тем временам — аж 40 франков!
Тальберг исполнил Большую фантазию на темы оперы Россини «Моисей», а Лист «Большую фантазию на темы из «Ниобеи» Джованни Пачини. Оба играли на пределе своих возможностей, но кто из них стал победителем? Берлиоз поддержал Тальберга, Шопен — Листа. Журналисты разных изданий сошлись во мнении, что «общее количество «браво» равным образом распределилось между обоими артистами, но это не свидетельствует ни за, ни против, и только время решит их спор». А княгиня Бельджойозо вынесла свой вердикт известным афоризмом:
«Тальберг — первый пианист мира, а Лист — единственный».