Оркестр Филармонии

  • 1 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив. Он получил имя Московского молодежного оркестра. Через два года он вошел в состав филармонии и по сей день работает в ее штате — публика знает его как Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Первым художественным руководителем оркестра был Самуил Самосуд — превосходный музыкант и опытный руководитель.
Он родился в Тифлисе в 1884 году. Отец его был военным капельмейстером Гренадерского Сапёрного Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича батальона. В качестве начальника музыкантской команды 64-го пехотного Казанского полка принимал участие в русско-турецкой войне 1877-78 годов. Музыкальные способности сына обнаружились в раннем детстве. В своей автобиографии Самуил Абрамович писал о том, что именно отец был его первым учителем музыки, а сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Обучение продолжилось в Тифлисской консерватории, где он занимался по классу духовых и по классу виолончели, а позднее — в Париже у Пабло Казальса, Винсента д’Энди, Эдуара Колонна. После возвращения в Россию Самосуд работает как оперный дирижер: «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». В 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию».
Творческая биография дирижера делится на два периода — ленинградский и московский. После работы в Мариинском театре он возглавляет Малый оперный театр (Малегот), а в 1936 году становится главным дирижером Большого театра. Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы». По-прежнему в орбите внимания дирижера и советская опера — именно в это время он обсуждает возможность постановки в Большом оперы «Война и мир» Прокофьева. Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. «Невозможно забыть репетиции Самосуда, — вспоминали артисты театра, — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли!» Одновременно он руководил оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а последние годы стоял во главе оркестра Московской филармонии.
Тесная дружба связывала дирижера с Прокофьевым. Композитор доверил ему премьеры многих своих сочинений, среди них опера «Война и мир», Седьмая симфония, оратория «На страже мира», сюита «Зимний костер». В одной из телеграмм дирижеру Сергей Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».
Во время Великой Отечественной войны Самуил Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве и в Москве в 1942 году.
6 октября 1953 года состоялся первый концерт нового Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Самуила Самосуда.
В программе — «Прелюды» Листа, его Первый фортепианный концерт (солист Григорий Гинзбург) и Пятая симфония Прокофьева.
Следующий концерт оркестра филармонии состоялся 14 октября, за дирижерским пультом стоял 22-летний Геннадий Рождественский. Исполнялись Седьмая симфония Прокофьева, увертюра к опере «Сицилийская вечерня» Верди, «Венгерские напевы» Эшпая и «Хоро-стаккато» Динику-Владигерова.
В дальнейшем оркестр Московской филармонии возглавляли выдающиеся дирижеры: Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, Марк Эрмлер. С 1998 года им руководит народный артист СССР Юрий Иванович Симонов.

Последние выпуски программы

Гленн Гульд

1957 год — знаковый для нашей страны, начало Оттепели. На московских улицах афиши — «Играет Глен Гульд (именно так — с одним Н!). 7 мая. Большой зал консерватории».

Гастроли Иегуди Менухина

Первым иностранным музыкантом, приехавшим в СССР после войны, был выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин.

Квартет Бородина

10 октября 1946 года состоялся первый концерт нового филармонического коллектива — струнного квартета, которому позднее, в 1955 году будет присвоено имя Александра Порфирьевича Бородина. Имя этого ансамбля сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства.