Музыкальные расследования

Музыка — звучащая вселенная с неимоверным количеством связей, аллюзий, цитат, взаимодействий… «Где-то я уже это слышал…» Запутанный клубок нитей, сплетающий воедино людей, города, страны и эпохи. В музыке есть вечные темы — и в этом их сила и правда, — а авторство, порой, вторично. Попробуем разобраться, почему Бетховен похож на Моцарта, Брамс — на Бетховена, Пуччини на Фредди Меркьюри, а любимая попса — корнями уходит в музыкальную классику. Хорошей музыке ничто не чуждо, ведь это штука над-национальная и над-временная. Радио «Орфей» начинает собственное детективное расследование! Присоединяйтесь!
Автор — Ирина Тушинцева
Звукорежиссёр — Андрей Леонтьев
Музыкальные расследования

Буря, натиск и… соль минор

Известнейшая симфония Моцарта — Сороковая — сочинение уникальное во многих смыслах. Написанная на излёте 80-х годов XVIII-го века, она стала высшей точкой кипения страстей самого разумного и рационального столетия.

Загадка соль минора, Или «штюрмерство»

Вольфганг Амадей Моцарт. Его Сороковая симфония соль минор — бриллиант «Граф Орлов» среди прочих алмазов. Музыка, которая удивительным образом соединяет взволнованную исповедальность и бунтарскую решимость вкупе с погружением в глубины философской мысли.

«Ликвидация», Или в поисках истины

Каждого поклонника современного российского кинематографа эти звуки раз за разом погружают в атмосферу советской послевоенной Одессы: культовый сериал Сергея Урсуляка 2007 года «Ликвидация» с блистательными актёрскими работами Владимира Машкова и Михаила Пореченкова. История о борьбе с бандитизмом — в музыкальном оформлении композитора Энри Лолашвили.

Вирусный мотивчик, Или ловушка для гения

Яркое солнце, чистейшее безоблачное небо, благодатные песчаные пляжи и лазурные воды безбрежного моря… Картина идеального мира: Неаполь… Мечта и желанная цель любого путешественника! Конечно, в нынешнем стремительно меняющемся мире всё гораздо разнообразнее, динамичнее и приземлённее.

Фортепианное бельканто Шопена

«Любите ли вы оперу, как люблю её я?» — со всей уверенностью мог бы воскликнуть польский романтик Фредерик Шопен. Оперу он обожал, в юности посещал все возможные спектакли в Оперном театре Варшавы, а позже — и Парижа, постоянно напевал любимые арии.

Дух Моцарта из рук Гайдна

Осенью 1792 года 21-летний Людвиг ван Бетховен навсегда прощался с Бонном: позади — провинциальный городок, захваченный войсками Наполеона, на горизонте — музыкальная столица Европы — Вена и желанные уроки у прославленного Гайдна. Вместе с собой композитор увозил памятный альбом, в котором хранились пожелания и напутствия боннских друзей.

«От любви до…», Или соперничество длиною в жизнь

У композитора по имени Людвиг ван Бетховен было несчастливое детство. А как иначе, если отец, ни на йоту не обладавший педагогическим талантом, вознамерился сделать из собственного отпрыска вундеркинда?!

Сила Бетховена, Или «что не услышал осёл»

Для человека по имени Людвиг ван Бетховен 7-е мая 1824 года было днём и силы, и правды. В тот день композитор лицезрел премьеру своей величайшей симфонии — Девятой. Именно «лицезрел», поскольку к тому моменту полностью потерял слух.

«Европейские гастроли», Или мир после Вавилонской башни

Окидывая взором музыкальную историю человечества, порой, утверждаешься в мысли, что библейская легенда о Вавилонской башне — правда. И возможно, когда-то давным-давно наши предки говорили на одном языке, пели одни и те же песни. И где-то на генетическом уровне остались воспоминания о былом единстве, свидетельство которому — музыка.