Табула пятая. Посторонним вход воспрещён

  • 15 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Евгений Александрович Мравинский лишил сна и покоя самую мирную ячейку советского общества — профком. Сам главный дирижёр оркестра Ленинградской филармонии за помощью в организацию не обращался. За ненадобностью. Но музыканты Заслуженного коллектива часто искали там защиты от его «культурного садизма» во время репетиций.
Мравинский искренне недоумевал: «Сделаешь замечание — обижаются, попросишь повторить партию — бегут в профком…» Проверить достоверность претензий было практически невозможно. Маэстро не допускал случайных людей к черновой работе.
Табула пятая. Посторонним вход воспрещён
Занятия с оркестром много лет проходили по строго заведённым правилам. За несколько минут до 11 утра Евгений Александрович следовал на рабочее место на длинных, как у цапли ногах. «Уютный» вязанный кардиган с заплатками на локтях, пришитыми руками жены, скрывал аристократическую худобу. Мравинский располагался на стуле контрабасистов — своеобразный привет себе 20-тилетнему и Ленинградской консерватории, куда его не приняли как раз на этот инструмент. Вытянутый носок ботинка как стрела направлен в сторону оркестра. Спуска артистам точно не будет. Подопечные знали: если из партитуры на пульте свисают «хвостики» — закладки, — значит, вчера было не всё в порядке. Мравинский говорил, что, если с оркестром ежедневно не работать, он умрёт. Каждый музыкант был обязан сыграть наизусть свою партию, если его разбудить ночью.
Мравинский предпочитал концертам долгие и изнуряющие репетиции. Он считал, что в концерте есть что-то противоестественное — его окончательность враждебна творчеству. «На генеральной репетиции можно всегда что-то изменить, что-то исправить, подняться ещё на ступеньку выше», — говорил Евгений Александрович. После удачного финального прогона дирижёр благодарил музыкантов за полную самоотдачу. Кто-то из оркестра тихо спрашивал: «Маэстро, значит, концерта завтра не будет?» Правдивая история или очередная байка из собрания артистов — не столь уж и важно. Главное, что в коллективе Мравинского были не только «стукачи», но и его единомышленники.

Последние выпуски программы

Табула десятая. Свой среди чужих, чужой среди своих

Евгений Мравинский мог быть художником, поэтом, писателем и даже биологом, но в итоге музыка стала смыслом всей его жизни. В правильности выбора профессии Евгений Александрович сомневался даже в ранге великого дирижёра ХХ века.

Табула девятая. Нотатки

На чёрно-белой старой фотографии маленький мальчик ангельской внешности сидит на коленях у благородного вида женщины, а позади них стоит важного вида господин. Групповой портрет петербургских дворян Мравинских. Октябрьские события разрушат семейную идиллию.

Табула восьмая. Кащей Бессмертный

Евгений Мравинский критично относился к своим записям, редко был ими доволен. Но однажды жена маэстро Александра Михайловна Вавилина, получив из Вены только что выпущенную пластинку дирижёра с музыкой из балета Стравинского «Аполлон Мусагет», не удержалась от прослушивания релиза.