Оперы Глинки: «Иван Сусанин»
- 10 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Александр Журбин начинает разговор об операх первого классического русского композитора Михаила Ивановича Глинки, открывает который опера «Иван Сусанин», известная также под названием «Жизнь за царя».
Вы узнаете, с чьей подачи Глинка стал национальным композитором, какие дивиденды получил композитор после написания оперы, как случилось так, что на одной сцене шли две оперы «Иван Сусанин» и почему либретто народной реалистической оперы буквально кишит нелепостями и абсурдом…
Александр Журбин: «...Опера „Иван Сусанин дает возможность нам сегодня говорить о зарождении русской полистилистики. Здесь впервые проявились структурообразующие возможности сталкивания двух стилей. Именно стилистический контраст становится главным в музыкальной конструкции оперы. Противопоставление музыки двух различных национальных культур — польской и русской — одна из центральных идей оперы. Но, давайте, попробуем разобраться, получилось у композитора создать этот контраст — не только ритмический и мелодический, но и стилистический. Мне кажется, что да — получилось. Польский акт в „Иване Сусанине“ — действительно полная противоположность русскому акту. Не надо при этом думать, что русский акт такой уж русский: здесь есть и итальянщина, и немецкие контрапункты, есть, конечно, и русские народные интонации, и церковные канты, но никаких цитат тут нет. Главный смысл здесь заключается в том, что русская музыка — живая, а польская музыка — живая, но пустая. Она, как бы мы сейчас сказали, — гламурная. Именно гламурность польской музыки создает главный стилистический контраст в опере…»
А также: беллиниевская структура увертюры, влияние немецкой музыки и русские романсовые интонации в ариях, чарующая прелестность польского звучания и многие другие стилистические особенности оперы, подмеченные Александром Журбиным.