Немецкий композитор и дирижёр Курт Вайль
- 2 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В цикле передач о крупнейших композиторах ХХ века Александр Журбин представляет своего любимого автора — немецкого композитора и дирижера Курта Вайля…
Александр Журбин: «Жизнь Курта Вайля, несмотря на ее краткость (композитор прожил всего 51 год, прим. ред.), вместила в себя немало событий. В ней, словно в капле воды, отразились все трагедии первой половины ХХ века: две войны, революции, фашизм, антисемитизм, эмиграция, холокост. Все это было не сторонним фоном, но существенной частью реальной жизни композитора. Однако, несмотря на все эти трудности, его жизнь также была полна радости и творческих свершений.
Список его сочинений огромен. Его музыка охватывает невероятный спектр жанров, стилей и чувств — от трагедии до фарса, от симфонического авангарда до кабаретной песенки, от потрясения до развлечения. И на всем, чтобы Курт Вайль ни делал, лежит печать особой оригинальности, индивидуальности, некое клеймо таланта, которому невозможно не научиться, не добиться усердием или прилежанием…».
Курт Вайль родился в 1900 году, в семье Альберта Вайля, главного кантора синагоги в Дессау и автора литургической музыки.
Его музыкальный дар проявился очень рано: уже в четыре года он начал играть на фортепиано, а в двенадцать лет стал сочинять музыку. Уже в юном возрасте он пишет музыку на стихи немецких классиков — Эйхендорфа, Гюнтера, фон Гюльсхаузена.
Александр Журбин: «Эта раздвоенность между осознанием себя евреем и страстным желанием принадлежать к немецкому имперскому духу будет преследовать Вайля на протяжении всей жизни…»
Во время Первой мировой войны Курт Вайль служит аккомпаниатором в придворном театре своего родного города Дессау. Уже тогда он пишет песенки для театра и даже сам ставит сценические скетчи. Однако, ему тягостно в провинции и он уезжает в Берлин, где поступает в консерваторию учиться музыке к Энгельберту Хумпердинку, автору знаменитой оперы «Гензель и Гретель». Впоследствии он продолжил свое обучение у знаменитого Ферруччо Бузони.
Курт Вайль твердо решает стать композитором. Хотя зарабатывать деньги ему приходится самыми разными способами: он играет то на органе, то на рояле в кафе, заводит себе частных учеников, работает как журналист и критик для немецкого радио. И слава его уже была не за горами…
В 1925 году имя Вайля гремит на разных музыкальных фестивалях наряду с именами Кшенека и Хиндемита. Он пишет балеты, квартеты, первую симфонию, вокальный цикл на стихи Рильке. В 1926 году появляется его первая опера «Протагонист», успех которой закрепляется второй оперой — комической «Царь фотографируется». Вайль работает яростно и неутомимо — его энергия неиссякаема, а фантазия неудержима.
В 1927 году состоялось знаменательное и судьбоносное знакомство Курта Вайля с немецким поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом, положившее начало длительному и плодотворному сотрудничеству.
Александр Журбин: «В апреле 1927 года Брехт и Вайль впервые встретились в известном литературном ресторане „Шлихтер“ в Берлине. Лотте Ленья, которая уже тогда была женой Вайля, вспоминает, как эти двое буквально набросились друг на друга и сразу же принялись обсуждать совместные проекты. В своем роде это была историческая встреча, напоминающая встречу Станиславского и Немировича-Данченко в „Славянском базаре“. Сравнение можно продолжить и дальше: Брехт и Вайль, создав немало произведений в искусстве, в жизни никогда не были особо близки, а в какие-то периоды и вовсе ненавидели друг друга…»
Их первым совместным опытом стала созданная в том же году небольшая зонг-опера «Махагони», двумя годами позже превращённая в полноценную оперу «Возвышение и падение города Махагонни». По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием», балет с пением «Семь смертных грехов». Однако самую резонансную славу драматургу и композитору принесла постановка в 1928 году в Театре на Шиффбауэрдамм оперы Вайля «Трёхгрошовая опера» по пьесе Брехта…
Александр Журбин: «С появлением „Трёхгрошовой оперы“ имя Вайля приобрело статус классика, а его произведения — и ранние, и более поздние — по сегодняшний день вызывают огромный интерес у слушателей по всему миру…»