Стравинский — звезда Дягилева, или Как создавалась «Жар-птица»

  • 18 июня 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Александр Журбин продолжает разговор об одном из крупнейших композиторов ХХ столетия — Игоре Стравинском. Передача посвящена балету «Жар-птица», с которого начинается не только всемирная слава композитора и его знаменательное сотрудничество с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, но и новый взгляд на музыку балетного театра…
Встреча со знаменитым импресарио Сергеем Дягилевым, безусловно, стала поворотным событием в судьбе молодого Игоря Стравинского. «Вполне могу себе представить, что не встреть Дягилев Стравинского, он вполне бы обошелся и без него», — отмечает Александр Журбин. Но все случилось иначе — именно Игорь Федорович стал главной звездой «Русских сезонов», вписав тем самым свое имя в число легендарных композиторов века.
А начало этой беспрецедентной славе положил балет «Жар-птица» — одно из ранних произведений Стравинского и первый балет на русскую тему в антрепризе Сергея Дягилева. И кто знает, если бы не многострадальная история создания этого балета, как сложилась бы судьба на тот момент никому неизвестного композитора.
Известно, что первоначально Дягилев предложил написать партитуру на сюжет «Жар-птицы» композитору Анатолию Лядову, известного своими великолепными симфоническими поэмами фольклорной и сказочной тематики — «Кикимора», «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и др. Композитор согласился, однако, будучи человеком неорганизованным, медлительным, склонным к отвлечению и нерегулярности в работе, не успел выполнить заказ в срок, чем привел в бешенство авторитарного импресарио. Времени оставалось совсем мало, и, рискнув, Дягилев предложил работу молодому Стравинскому.
В те времена, на рубеже веков, сочинять балет было отнюдь не благодарным делом — балетный жанр не пользовался почетом у представителей интеллигентской публики, считавших его неэлитным искусством.
В своей автобиографии «Хроника моей жизни» Игорь Стравинский пишет:
»…Дягилев предложил мне написать музыку балета «Жар-птица» для «Русских сезонов» в Парижской опере весною 1910 года. Предложение это было для меня лестным. Среди музыкантов моего поколения выбор пал именно на меня, и меня приглашали сотрудничать в крупном художественном предприятии бок о бок с людьми, которых мы привыкли считать мастерами своего дела.
Тут я должен отступить от хронологической последовательности, чтобы в нескольких словах рассказать читателю о том месте, которое занимали среди других искусств балет и балетная музыка в глазах интеллигенции и так называемых «серьезных» музыкантов в эпоху, предшествовавшую появлению группы Дягилева. Хотя и тогда наш балет неизменно блистал своим техническим совершенством и его спектакли проходили при переполненном зале, среди зрителей редко можно было встретить представителей только что названных кругов. Они рассматривали этот вид искусства как некий низкий жанр, в особенности по сравнению с оперой, которая, хоть она и сбилась с пути, превратившись в музыкальную драму (а это далеко не одно и то же), тем не менее сохранила в их глазах весь свой былой престиж. Эта точка зрения в первую очередь относилась к музыке классического балета, которую ходячее мнение считало вообще недостойной серьезного композитора. Эти несчастные позабыли о Глинке и о великолепных танцах «Руслана». Не надо забывать, что именно эти страницы Глинки вдохновили великого русского композитора, который первый позволил восторжествовать в музыкальной среде серьезной точке зрения на балет. Я говорю о Петре Ильиче Чайковском.
В начале восьмидесятых годов он имел смелость сочинить балет «Лебединое озеро» для московского Большого театра. За эту смелость ему пришлось поплатиться полным провалом: публика была настолько невежественна, что музыку в балете считала элементом второстепенным, не имеющим существенного значения…»
Знал ли композитор, вступая в балетный жанр, что именно ему суждено будет перевернуть привычные представления о балетной музыке, открыть «окно» в модернизм и стоять у истоков реформации мирового балетного театра…

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…