Юбилей Вагнера с улыбкой
- 13 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Нынешний год проходит под знаком юбилея Рихарда Вагнера. Уже отгремел целый ряд крупных музыкальных событий, посвященный значительной дате, завершился очередной фестиваль в Байройте… Вот и Александр Журбин решил приобщиться к вагнеровской теме и поведать радиослушателям о своей мучительной любви к Вагнеру, а также показать композитора с необычной стороны…
Размышляя о музыке Вагнера, язвительный Стравинский писал: «Вагнеровская драма страдает хронической отечностью; ее бесконечные импровизации безгранично раздувают симфонию, а питают ее значительно меньше, чем скромная и в то же время аристократическая изобретательность Джузеппе Верди, сверкающая на каждой его странице. Я настаиваю на том, — продолжает Стравинский, — что в арии La donna è mobile („Сердце красавиц склонно к измене“), в которой элита видела лишь достойную сожалению поверхностность, гораздо больше содержательности и подлинного изобретения, чем в риторике и воплях тетралогии Вагнера».
«С одной стороны, должен признаться, что я согласен со Стравинским, — подхватывает Александр Журбин, — а с другой, у музыки Вагнера есть одно важное свойство — она не входит в тебя с первого раза, в отличие от Моцарта, Чайковского или того же Верди. Она требует вслушивания, привыкания, распознавания, усердия и ознакомления с некоторыми литературными и даже философскими материалами. Но когда это происходит, и вы напитываетесь вагнеровским ядом, вы чувствуете то, что, видимо, ощутили Тристан и Изольда, вкусив любовный напиток. Вы слегка сходите с ума и начинаете слушать еще и еще — не это ли мистика?..»
Однако зачиная разговор о Вагнере, вместе с тем Александр Журбин предлагает от него отстраниться и взглянуть на музыку композитора в нестандартном прочтении. Вас ждут фрагменты из «Лоэнгрина» и «Валькирии» в исполнении камерного инструментального ансамбля, Вагнер на капустниках и в комических сальто-мортале современных музыкантов, а также сатирические перевоплощения «а-ля Вагнер» от Жака Оффенбаха, Эммануэля Шабрие, Клемента Дюссе (Clément Doucet) и некто Петера Шиккеле, известного под псевдонимом PDQ Bach…