Табула десятая. Заповедник национальной музыки

  • 5 июня 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Канал Грибоедова. Когда-то Кривуша, а сейчас — «туманная душа» Питера. Там каждый дом — история, и порой она скрывается под очень скромным фасадом. 4-этажное здание на углу Большой Подьяческой не привлекает внимания: ни атлантов тебе, ни колонн, ни эффектных эркеров. Нет даже памятной доски об учителе Балакиреве, который подарил миру трёх гениев: Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина.
На календаре конец 50-х годов 19 века. В России время реформ и смелых ярких людей. Один из них — обитатель кривушского дома Балакирев. «Нет — европейским консерваториям, они убьют русский талант!», — считает 20-летний патриот. Он знает альтернативу злу, и это любительский кружок. Там чай, шампанское, обеды, а ещё театральные забавы, чтиво модных книг и девушки, куда ж без них! Зачем ежедневные занятия, ради которых бросать работу? Можно встречаться раз в неделю по субботам, играть в четыре руки Бетховена и Листа, Шумана и Берлиоза, обсуждать их музыку, без заморочек на гармонию и контрапункт. С лёгкой руки гуру в корзину отправляются «окаменелый» Бах, «устаревший» Моцарт и «нервный» Шопен. Все равняются на Глинку и Даргомыжского!
Табула десятая. Заповедник национальной музыки
С этими установками «птенцы» идут на амбразуру русской музыки. Первая вершина — симфония, а вторая — опера. Но как их покорить без опыта и знаний? Не помогают ни диктат Балакирева, ни его жёсткая цензура и требование переделывать едва ли не каждый такт. И выходят из-под пера учеников незавершёнки и долгострой.
«Это дорога в никуда», — поймёт Римский-Корсаков и сбежит в консерваторию. В итоге в его багаже — полтора десятка опер и масса всего остального. Если б Бородин решился на этот шаг! Но притяжение химии сильнее. А что же Мусоргский, с его страстью к Бахусу, детской ранимостью и ленью? А главное, с его яркой самобытностью и новизной, которые опередили время? Консерватория могла его погубить — такой алмаз нуждался в особой огранке. Вряд ли это понимал Балакирев. Он попросту всех загонял в кружок, и за это Чайковский считал его злодеем. Но история рассудила иначе. Она реабилитировала гуру, который собрал гениев в одном месте и создал единственный в своём роде заповедник национальной музыки.

Последние выпуски программы

Табула девятнадцатая. Крымская гастроль

Краса Полтавы — пирамидальные тополя, — как стражи-великаны стерегут белые мазанки, холмы и звёздное небо. «Животворный воздух мягок до примирения и забвения всякого зла, лёгкие и сердце вон из груди, и хочется жить как можно больше и долее», — написал Мусоргский за полтора года до смерти.

Табула восемнадцатая. Кто мы?

Вопрос знатокам: какая знаменитая русская опера начинается со сцены доноса? И это не режиссёрская «фишка», а задумка композитора, который сам написал либретто. Если ещё не догадались, то музыка вам в помощь. «Рассвет на Москве-реке». Услышав его хотя бы раз, уже не забыть.

Табула семнадцатая. Список Стасова

«Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья», — эти слова, написанные классиком советского юмора, могли бы стать эпиграфом к жизни классика русской музыки. Мусоргский заглянул в будущее, но так и не нашёл счастья в настоящем. Неприкаянный и одинокий, он личную жизнь превратил в тайну, а на поверхности осталось лишь несколько имён.