Оркестровые тайны

Сколько струн у арфы? Почему гобой занесён в Книгу рекордов Гиннесса? Зачем исполнителям на английском рожке отвёртка и ножик? Можно ли играть на виолончели двумя смычками? Какие ещё загадки скрывают инструменты симфонического оркестра? Ответы на все эти и многие другие вопросы в программе «Оркестровые тайны», посвящённой Симфоническому оркестру радио «Орфей».
Авторы: Вера Ерофеенкова, Андрей Ноздреватых, Владимир Федорович
Текст читает Павел Андреев
Звукорежиссёр Андрей Леонтьев
Фотографии Анастасии Ноздреватых и Вадима Петрова
Оркестровые тайны

Царствовать, но не править

В новейшей истории про британского суверена нередко говорят: «он царствует, но не правит» (reins but does not rule). В целом, это общепринятая формула, характеризующая положение государя или государыни в ограниченных монархиях. Рояль — инструмент королевский. И, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в составе оркестра у него сходная роль.

Он играет, как умеет

Фраза известная — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Говорят, что такие таблички нередко висели в салунах Дикого Запада. Призыв в целом правильный и гуманный, вопросов не вызывает. Но бывает такое, что хочется спросить: а как он играет и как умеет?

Громко, тихо, но отчаянно здорово

Фортепиано — это два итальянских слова: forte (громко) и piano (тихо). А ещё это рояль, пианино и целый океан музыки, который человеку не переплыть, не переиграть за всю свою жизнь.

Не музыкальные, но инструменты

Фрак, визитка и смокинг, «чёрный галстук не обязателен» или «чёрный галстук приветствуется» — это из требований дресс-кода, незыблемого, освящённого и временем, и традицией. Свой «дресс-код» существует и в классической музыке, он отражен, в частности, в наборе музыкальных инструментов, составляющих оркестр.

Соль для звука

«Сыпать соль на раны», «насыпать соли на хвост» — ясное дело, что такое ничем хорошим не кончится. А вот если сыпать соль на маримбу, вернее на её клавиши, то результат ожидается только положительный и проверен он столетиями.

Приглашённые в классику

Классический состав симфонического оркестра окончательно сформировался в конце 19-го века. Однако не существует правил без исключения, и новые времена требовали новых музыкальных участников. Так что новая классика «пригласила на танец» новые звуки и новые инструменты.

Тайна тайн, в которой оживают ноты

Возвращение к жизни забытой музыки отечественных авторов — одна из главных творческих задач Симфонического оркестра радио «Орфей». Вновь дать настоящее и будущее произведениям позволяет проект «Возрождаем наследие русских композиторов».

Невидимый боец невидимого фронта

Никто не видит суслика, а он, тем не менее, есть. Никто из ценителей классической музыки не видит оркестрового библиотекаря, а он, тем не менее, есть, и от его работы зависит очень и очень много.

Музыка, лежащая на плече

Родоначальником альта считается виола да браччо. В переводе с итальянского — виола для руки. Это зримое отличие от её «товарки» виола да гамба (виолы для ноги), которая держалась на одном из колен или между ними.