Песня любви

  • 20 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Под кистью Антуана Ватто музыка и живопись ведут нескончаемый диалог. Искусство звука постоянно присутствует в жизни художника, музыканты — его близкие друзья. Им посвятил Ватто более трети работ. И кстати, нет почти никакой разницы между изящными сюжетами полотен автора и названиями клавесинных пьес Франсуа Куперена. «Финетта», «Капризница», «Общество в парке», «Песня любви»…
Остановимся на последней. На полной трепетного счастья картине представлена идиллическая сцена музицирования молодых людей, одетых подчеркнуто театрально, по моде XVI-го столетия. Перед нами диалог влюбленных. Наигрываемая кавалером песня стала поводом к уединению; певец склонился к нотной тетради, находящейся в руках барышни. Из этой позиции ему открывается прелестный вид на ее щедрое декольте, удерживаемое красным бантом, и много ли внимания он уделяет нотам, остается только догадываться. Какую музыку исполняет на гитаре влюбленный в розовых кюлотах? Несложную, учитывая обстановку и буколический декор…
Картина была написана в начале XVIII-го века, в эпоху Регенства при малолетнем Людовике XV-м, когда в воздухе повеяло ветром смягчения строгих нравов, царивших при дворе Короля-солнца. Такие «галантные празднества» — излюбленная тема художников того времени: аристократическое общество, расположившись на лоне природы, занято беседой, тан­цами, музицированием и флиртом. До революции еще почти целый век.
Кстати «Песня любви» — не единственное название картины Ватто. В Лондонской национальной галерее, собранию которой принадлежит полотно, оно обозначено как «Гамма любви» — так было предложено уже после смерти художника. И насчет слова «гамма» позволено делать самые разные предположения.
Антуан Ватто, «Песня любви», 1717 год. Национальная галерея, Лондон

Последние выпуски программы

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.