Портрет Бетховена с рукописью

  • 1 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Йозеф Карл Штилер был очень популярным портретистом первой половины XIX века. Именно ему мы обязаны самым известным портретом Людвига ван Бетховена, который бесконечно тиражируется с момента его создания в марте–апреле 1820 года. Этот романтический образ музыканта с гривой волос, в белой рубашке с отложным воротником и красным шейным платком сформировал устойчивое представление у последующих поколений относительно внешнего вида композитора. Именно его Энди Уорхол возьмет в 1967 году за основу для своих китчевых изображений.
Картина была создана по заказу супружеской пары Франца и Антонии Брентано, друживших с Бетховеном примерно с 1810 года. Так называемые «разговорные тетради» композитора, куда друзья записывали свои реплики, дают довольно подробную информацию о происхождении картины. Герой портрета согласился на целых четыре сеанса — что удивительно, поскольку Бетховен обычно не мог усидеть на месте. Впрочем, как и следовало ожидать, он вышел из терпения раньше срока, и руки дотошный Штилер писал уже по памяти.
Штилеровский портрет Бетховена характерен двумя новаторскими элементами. Прежде всего — в отличие от всех других современных ему картин — композитор изображен на нем в процессе работы. Бетховен держит карандаш и обдумывает «Торжественную мессу». На обращенной к нам странице рукописи написано Missa solemnis; на другой странице можно разобрать слово Credo. Далее художник добавляет на заднем плане лесной пейзаж, соединяя тем самым портрет композитора с романтической пасторалью. Любовь Бетховена к природе и его знаменитая «Пасторальная симфония» дали Штилеру повод для такой фантазии. Оба мотива — «Бетховен сочиняющий» и «Бетховен на природе» с тех пор — классика художественной бетховенианы. Придворный портретист Штилер в своей жизни создал массу работ. Но в истории остался прежде всего этой.
Йозеф Карл Штилер, «Портрет Бетховена с рукописью «Торжественной мессы», 1820 г. Дом-музей Бетховена, Бонн

Последние выпуски программы

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.