Концерт

  • 8 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это монументальное полотно (3,5 метра на 6) — последнее произведение в серии музыкальных сюжетов Никола де Сталя — Николая Владимировича Сталь фон Гольштейна, увезенного в пять лет из мятущегося постреволюционного Петербурга в Европу и ставшего в итоге одним из крупнейших мастеров современного западного искусства. К моменту реализации исполинского замысла уже существуют «Оркестр», «Рояль», «Уличные музыканты», написанные под впечатлением от реально услышанного.
Создание полотна «Концерт» имеет четкую хронологическую привязку. 5 марта 1955 года де Сталь присутствует в Париже на концерте хоровой и оркестровой музыки Антона Веберна. На следующий день он слушает «Серенаду» для семи инструментов и баса Арнольда Шенберга. 12 и 13-го, вернувшись в свою мастерскую на Лазурный берег, он натягивает гигантский холст и пишет без остановки. В ночь на 17-е тело художника найдут на камнях под террасой его антибского дома.
На гладко-алом фоне картины справа угадывается контрабас в форме большой охряно-желтой груши. Слева виднеется черный, наспех выписанный корпус рояля. Черно-белые клавиши инструмента, многочисленные расположенные рядом пюпитры и нотные партитуры слиты в единое пространство, где переход от одного предмета к другому обозначается цветом и рельефом густого мазка. Белые, розовые, серые страницы и обложки контрастируют с угрожающим фоном, предвещающим драму. Что за этим — личный конфликт (контрабас — это, возможно, женщина, Жанна, которая не выходит у него из головы) или безумное напряжение, связанное с созданием сотен работ? Писал же де Сталь в последнем письме: «У меня нет сил закончить начатые труды…»
«Концерт» считается незаконченным. Звук оборвался на середине, хотя многие считают, что добавлять уже нечего. Абстрактная это живопись или нет — тоже неважно. Пространство — вот единственная реальность, которая по-настоящему интересовала де Сталя, и в которую, кажется, он шагнул навсегда.
Никола де Сталь. «Концерт», 1955 год. Музей Пикассо, Антиб

Последние выпуски программы

Аллегория музыки

Филиппино Липпи, автор картины «Аллегория музыки», являет нашему взору фигуру музы любовной поэзии Эрато, данную в грациозном развороте.

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.