Зелёный скрипач
Выпуск 18
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Скрипачи у Шагала — один из излюбленных мотивов. Для художника это отнюдь не аллегория, а реальность, колоритная примета той жизни, которая осталась в воспоминаниях детства. В том далёком Витебске с покосившимися домами верили, что благодаря музыке можно достичь большего — по крайней мере, забыть о проблемах, и всегда звали музыканта на праздник.
«Зелёный скрипач» — один из таких желанных гостей. Герой выделяется не только своим размером, но и неожиданными цветами — зелёное лицо, тёмно-синие волосы, лиловое пальто и яркая жёлто-красная скрипка в руках. В приливе энергии пустившись в пляс, он не заметил, как взлетел вверх и теперь парит уже над крышами. Внизу остались совсем маленькие фигурки людей. Неподалёку пролетает, правда, ещё один фантазёр, повернув голову в сторону, откуда доносится звук…

Картина была написана Шагалом в Париже, куда художник попал в 1923 году, покинув голодную Москву. Основой её послужили работы, созданные для здания Еврейского театра. Им придуманы тогда были панно, представлявшие различные виды искусства. «Зелёный скрипач» — сошёл с панно «Музыка», начав собственную жизнь и став, по сути, двойником художника, его воздушным аватаром, поддерживающим связь со звуками детства и позволяющим путешествовать в пространстве.
Почему у скрипача зелёное лицо? На этот вопрос трудно ответить определённо. Шагал часто рисовал зелёные лица, принявшие этот цвет не от страха и холода, и совсем не от ярости. Зелёный представляется у него цветом непринуждённости и фантазии. Реальные детали, смещённые со своих привычных мест, отправлены художником в свободный полет, рождённый ностальгией по людям, лицам и собственному творчеству. «У Шагала не знаешь, рисуя, он спит или не спит», — сказал о художнике его коллега по цеху Пабло Пикассо. И добавил: «Без сомнения, в его голове где-то должен быть ангел».
Марк Шагал, «Зелёный скрипач», 1923—24 годы. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк